Главная » 2016 Январь 24 » Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 9 класс
14:40 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 9 класс | |
Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Вот мчится тройка удалая Вдоль по дороге столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудит уныло под дугой. Задание№2 (10баллов) Расставьте ударение в словах: Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент. Задание №3 (4балла) Поспорили две ученицы: - Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна. - Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая. Каков правильный ответ. Задание№4 (3балла) Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов. Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать. Задание№5 (4балла) Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый. Задание№6 (4балла) Являются ли этимологически родственными слова крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните. Задание№7 (4балла) Угадайте слово по толкованию его лексического значения: а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь; б) краткий перерыв между действиями спектакля; в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде; г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Задание№8 (8баллов) Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой. . Задание№9 (4балла) Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга. Задание№10 (7баллов) Определите, какими частями речи являются выделенные слова: а) Об этом событии студенты узнали после. б) Раз мы отправились на экскурсию. в) После урока дети отправились на прогулку. г) Раз назвался груздём, полезай в кузов. д) Мы голосуем за. е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома. ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо. Задание№11 (2балла) Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните. 1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский. 2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века. 3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката. 4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». Задание №12 (6баллов) Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности? Задание №13(2балла) В каком предложении неправильно названа грамматическая основа? 1.Всё в городе было ново и непривычно. 2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки. 3.На минуту солнце закрыло большое облако. 4.Кто бы мог поверить в такие чудеса. Задание№14.(10баллов) Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра. Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап...ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл...вах чу…твуя пр...бл...жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш...м воздухе (не,ни)слышно н...сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л...гушки. | |
|
Всего комментариев: 0 | |