Главная » 2016 Январь 24 » Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс
14:41 Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс | |
(Не) спеша рассказывать, говорить (не)торопливо, (не)дорогой, но красивый костюм, решение (не)найдено, (ни)(с)чем (не)сравнимое ощущение, (не)скромный вопрос, (не)прочитанный журнал, увидел (не)взначай, (не)опытная сотрудница, (не)широкая, но быстрая река, летит (не)высоко, а низко, (не)покрашенный забор, абсолютно (не)заметный шов, далеко (не)красавица, (не)поглаженное с вечера платье, никем (не)исследован- ный берег, сон (не)спокоен и (не)глубок. 2.Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твёрдыми. Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ. 3. Распределите слова на три группы в зависимости от произношения сочетания чн. Конечный, яичница, проточный, скучный, порядочный, булочная. 4.Объясните лексическое значение слов маринист, субмарина, ультрамарин. Что означает латинское слово mare, корень которого отражён в этих словах? 5.К выделенным словам текста подберите, если возможно, синонимы и антонимы и укажите, языковыми или контекстуальными они являются. В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный. (И.Бунин) 6. Какие из перечисленных ниже имён существительных не имеют соотносительных форм женского рода и почему? Повар, портной, штукатур, пилот, печник, сапожник, певец, машинист, писатель, директор, инженер, министр, электрик, полководец, преподаватель. 7. Постройте из данных слов несколько словообразовательных цепочек, располагая слова в порядке последовательной производности. Какие слова не войдут ни в одну из возможных цепочек? Пустота, пусто, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый, опустошить, опустеть, опустелый, опустошительный. 8. Укажите значение фразеологизма точить лясы и назовите первоначальную сферу его употребления. Прочитайте отрывок из романа В.Каверина «Два капитана» и объясните, почему ремесло, о котором здесь идёт речь, также называется этим устойчивым оборотом. Иногда он /Сковородников/ щил сапоги, иногда плёл сети и вырезывал из осины фигурки птиц и коней на продажу. Это ремесло – оно называлось «точить лясы» - он вывез с Волги, откуда был родом. 9. Определите синтаксическую функцию выделенного слова в данном тексте. Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! 10. Напишите сочинение-миниатюру (объёмом не более 1 страницы) о своём личном имени. | |
|
Всего комментариев: 0 | |