Главная » 2016 Январь 24 » Школьная олимпиада по русскому языку 11 класс
14:32 Школьная олимпиада по русскому языку 11 класс | |
Баловать, бомбардировать, исчерпать, облегчить, положить, предвосхитить, предложить, принудить, углубить, юркнуть. Всего 2 баллов (по 0,2б за каждое слово). Задание 2. Современная буква «эф» по начертанию восходит к букве «ферт» кириллицы. Древнее название этой буквы отразилось в устойчивом выражении «фертом стоять или смотреть» – подбоченившись, так, что похоже на букву «эф», развязно. Приведите другие фразеологизмы, в которых отразились бы названия букв древнерусской азбуки. Объясните значения этих фразеологизмов. Всего 3 балла. Задание 3. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный? Всего 3 балла. Задание 4. Какими частями речи являются выделенные слова? 1) Сколько раз я просила его помочь! 2) В окно тихо стукнули: раз, два, три… 3)Как-то раз я уже приходила в этот парк. 4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять. Всего 4 балла. Задание 5. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitio est mater studiorum, опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать? Всего 2 балла. Задание 6. Найдите ошибки в текстах вологодской рекламы. Объясните их и исправьте. «Бизнес-реклама. Встретимся каждую неделю» «Такси «Блюз». Попрежнему низкие цены» «Такси «Эконом», а с нами не приходится ждать» Всего 3 балла. Задание 7. Расставьте знаки препинания в следующем предложении. Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой) Всего 5 баллов. Задание 8. Выберите правильные словосочетания из предложенного списка. заглавная роль косный мозг крёстный ход маневровый тепловоз туристское агентство запасный выход обидчивый человек элитарные войска драматургический театр жилищный вопрос Всего 1 балл. Задание 9. Лингвистическая задача. У Бориса Пастернака есть строчки, где проводится параллель между творчеством поэтов и явлениями природы: Теперь не сверстники поэтов, Вся ширь проселков, меж и лех Рифмует с Лермонтовым лето И с Пушкиным – гусей и снег. (В Словаре Даля леха - межа, обмежек пашни, гряда, получающаяся «от свалки двух пластов в против».) Можно ли объяснить образы пастернаковского четверостишия? Почему с Лермонтовым «рифмуется» именно лето? А не зима, к примеру? Можете ли вы вспомнить «летние» контексты этого поэта? Обратите внимание на форму «рифмующихся» слов Лермонтов и лето. Чем именно они похожи? Как называется это явление? Всего 2 балла. Задание 10. Составляем текст. Составьте текст под названием «Это я» из 7 предложений. В тексте должно быть: по одному предложению повествовательному, вопросительному, восклицательному, по одному предложению с тире, двоеточием, точкой с запятой, одно предложение с однородными членами. Порядок расположения предложений в тексте произвольный. Всего 5 баллов. Ответы к заданиям по русскому языку. 10-11 класс. Задание 1. Балова'ть, бомбардирова'ть, исче'рпать, облегчи'ть, положи'ть, предвосхи'тить, предложи'ть, прину'дить, углуби'ть, юркну'ть. ( 0,2 б за каждое слово) Всего 2 балла. Задание 2. Примерами таких фразеологизмов могут быть следующие: корову через ять пишет – о том, кто совершенно малограмотен, невежествен; на ять – как следует, очень хорошо; прописать ижицу – сделать выговор, а также высечь; ни аза (в глаза) не знать или не смыслить – совсем ничего не знать, не смыслить. ( балла за фразеологизмы и балла за объяснение) Всего 3 балла. Задание 3. В современном русском языке слова невероятный и неимоверный членятся на морфемы таким образом: не-вер-/о/-я-т-н-ый – 7 морфем, включая соединительную гласную; не-им-/о/-вер-н-ый - 6 морфем, включая соединительную гласную. Общими являются морфемы: не-, -вер-, -о-, -н-, -ый. С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –им- и –я-, доказательством чего является чередование этих корней в таких словах, как взять – взимать, понять - понимать, обнять – обнимать. Всего 3 балла: 2 балла за верно выделенные общие морфемы + 1 балл, если как общие выделил и морфемы –им- и –я- Всего 3 балла. Задание 4. 1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз. Всего 4 балла. Задание 5. Повторенье – мать ученья. 1. Studiorum и ср. студент – обучающийся в студии, усердно занимающийся; студия – мастерская художника; учебное заведение для подготовки артистов, художников, скульпторов и др. Repetitio и ср. репетировать - проводить репетицию; помогать учащемуся приготовлять домашние задания. Репетитор – лицо, помогающее учащемуся приготовлять домашние задания, домашний учитель. В этих значениях имплицитно присутствует смысл «возобновление, повторность действия», связанные с латинской по происхождению приставкой ре (re). Всего 2 балла. Задание 6. В первом случае ошибка грамматическая – неправильное употребление формы совершенного вида при лексических средствах, указывающих на повторяемость действия. Правильно: «Бизнес-реклама. Встречаемся каждую неделю». (1 балл). Во втором случае ошибка орфографическая – неправильно написание наречия по-прежнему. (1 балл). В третьем случае ошибка пунктуационная – неправильно выделен именительный темы. Правильно: «Такси «Эконом». А с нами не приходится ждать». (1 балл). Всего 3 балла. Задание 7. Полковой командир в ту самую минуту, как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль осыпавших, но счастливо миновавших его. Количество знаков препинания – 16. Всего 5 баллов. Задание 8. Правильными являются словосочетания: заглавная роль, маневровый тепловоз, запасный выход, обидчивый человек, жилищный вопрос. Неправильные словосочетания: косный мозг (правильно: костный мозг); крёстный ход (правильно: крестный ход); туристское агентство (правильно: туристическое агентство); элитарные войска (правильно: элитные войска, т. е. отборные); драматургический театр (правильно: драматический театр). Всего 1 балл (по 0,2 б за каждое словосочетание). Задание 9. Чем объясняется такое соотнесение? С Пушкиным проще - никакой рифмы на самом деле нет, зато есть конкретная, все объясняющая отсылка к «Евгению Онегину»: На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лед. «Отсылка» одного текста к другому, если она не прямо дана автором, а зашифрована, называется скрытой цитатой. С Лермонтовым - наоборот: есть продиктованная начальной рифмой («ле - ле») необходимость сближения, но повисает она в пустоте - на нее не откликается ни один конкретный образ. При чем тут лето? Где оно у Лермонтова? Если у Пушкина есть стихи «Летний день» или «Летняя прогулка» (и целых пять «зим»!), то у Лермонтова нет ни одного (!) стихотворения с «летним» названием или зачином. Но, изменив благодаря пастернаковской строчке фокус взгляда, вдруг видишь, что лето у Лермонтова - везде, что оно и не замечалось-то раньше лишь потому, что больше конкретной темы - не одно из пейзажных времен, а несменяемый фон, на котором развертывается вся жизнь лирического героя, и даже атмосфера его внутреннего мира. Жар, зной, страсть, жгучие слезы, раскаленный взгляд, полуденное небо, пустыня души. Что пейзаж, когда портрет у Лермонтова и тот исполнен летнего колорита: Прозрачны и сини, Как небо тех стран, ее глазки; Как вечер пустыни, И нежат и жгут ее ласки. И зреющей сливы Румянец на щечках пушистых, И солнца отливы Играют к кудрях золотистых. Еще: «Нарядна, как бабочка летом»; «Как небеса, твой взор сверкает//Эмалью голубой». Лето приходит в человеческую плоть и кровь. Да и пейзажи лермонтовские не бытописательны, в них лето - категория символическая: «В полдневный жар в долине Дагестана»; «В песчаных степях аравийской земли»; «Когда волнуется желтеющая нива...». Тут лето не время действия, а вечность пребывания - то ли рай, сияющий, как летний день, то ли ад, пекущий, как летний зной, но пейзаж метафизический, потусторонний, данный как постоянное место - удел для души. Все проходит - остается вечный полдень, тот час, на котором замерли часы в недрах мироздания. Иногда - выжженная пустыня, иногда - волнующаяся нива, но всегда - солнце над головой, полдень дня и полдень года. Поразительно, что у этого русского поэта - ни одного зимнего стихотворения, ни намека на снежную негу или вьюжное упоение, никаких морозных утр, метельных вечеров. Одна только одинокая сосна, одетая ризой сыпучего снега, да и та - из гейневского подлинника, да и та - тоскующая по «далекой пустыне», «горючему утесу» и «прекрасной пальме». Из всех русских поэтов Лермонтов, по природному мироощущению, наименее укорененный, воистину «заброшенный по воле рока», только гибельного для него самого. И любит он Родину «странною любовью» - любит лето, дымок спаленной жнивы, в степи кочующий обоз - не «суровую зиму», не «смиренную осень». Как писал о Лермонтове Д. Мережковский, это единственный «несмирившийся» поэт в русской литературе, не склонившийся перед снегом, печалью, равниной, не впавший в «светлую грусть» и умиротворенную хандру, но оставшийся несвершенным порывом и несмиренным вызовом. Отсюда и пожизненная, да и посмертная, верность его лету. Он и погиб в полдень года, 15 июля, в разгар грозы, вписав навеки в свою судьбу те огненные разряды, которые рвались в нем, рвались вокруг, разорвали его. Так что не только созвучием первых слогов, но и жизнью, творчеством, смертью Лермонтов зарифмован с летом. В русской поэзии он остается неостуженным жаром, и жизнь его была так коротка, как только лето бывает в России. (Исходный материал – фрагмент книги М.Н. Эпштейна). К этому можно добавить еще вот что. Похожие начала слов Лермонтов и лето М. Эпштейн называет «начальной рифмой («ле - ле»)». Однако можно взглянуть на это явление и шире. В лингвистике слова, звучащие похоже, но различные по значению, называются паронимами. В поэтической речи автор специально ставит их рядом, чтобы за счет сходства звучания объединить их и по смыслу. Всего 2 балла. Задание 10. Всего 5 баллов. Общее количество баллов: 30 задание – 2 б. задание – 3 б. задание – 3 б. задание – 4 б. задание – 2 б. задание – 3 б. задание – 5 б. задание – 1 б. задание – 2 б. задание – 5 б. | |
|
Всего комментариев: 0 | |