Главная » 2016 Январь 24 » Школьная олимпиада по литературе 5 класс
08:30 Школьная олимпиада по литературе 5 класс | |
I. Знание текстов художественных произведений. 1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения) Горошина Острый сверкающий нож и меховая муфточка Свежее душистое золотисто-румяное яблочко Рубашки, связанные из крапивной пряжи Волшебные волоски из бороды Максимальное количество баллов- 5 2. «Школа волшебства». В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие. Максимальное количество баллов- 5 3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки. «_и_ с_а_и_ _о _в_ е_ с_а_у_о_ у с_м_ _о _и_ _го _ор_». Максимальное количество баллов- 1 II. Историко-литературные задания. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец. Максимальное количество баллов - 3 2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия). Иван Андреевич Лермонтов Михаил Юрьевич Лев Николаевич Антон Павлович Александр Сергеевич Толстой Николай Васильевич Пушкин Максимальное количество баллов- 3 III. Знание теории литературы. Перед вами отрывки из разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? 1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица… 1.2 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был.. Максимальное количество баллов – 2 Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке? «Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат». Максимальное количество баллов – 3 Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками): лебедь девица земля сокол слезы меч красная русская белая булатный ясный горькие Максимальное количество баллов – 6 IV. Литература и другие виды искусства Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе: И.Е.Репин «Стрекоза» П.П.Ершов «Конек – Горбунок» П.И. Чайковский «Щелкунчик» А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину С.Аксаков. «Аленький цветочек». Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного) Максимальное количество баллов- 2 V. Творческое задание В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла. Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь. Максимальное количество баллов - 10 Олимпиада по литературе 5 класс КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ I. Знание текстов художественных произведений. 1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. Андерсен «Принцесса на горошине» Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева» Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди» Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина Максимальное количество баллов - 5 «Школа волшебства» При оценивании этого задания учитывается четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров. Пример В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Причѐм их можно разделить на несколько групп: 1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов. 2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера. 3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию. 1) 1. В. Гауф «Карлик Нос». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика. 2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Одиннадцать братьев - принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплетѐнных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик. 3. С.Аксаков «Аленький цветочек». Принц превращѐн в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека. 4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Женя Богорад был превращѐн братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце не зайдѐт, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял своѐ заклятие. 5. Русская народная сказка «Царевна – Лягушка». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич нашѐл яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось. 2) 1. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращѐн в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если «одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию» (волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид). 2. О. Уайльд « Мальчик - звезда». За то, что отверг мать – нищенку, красавец Мальчик – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты. 3. В нанайской сказке «Айога» злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась. 3) 1. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались. 2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем». Максимальное количество баллов- 5 «Жил старик со своею старухой у самого синего моря» Максимальное количество баллов- 1 II. Историко-литературные задания. 1. Михаил Васильевич Ломоносов Александр Сергеевич Пушкин Иван Андреевич Крылов Максимальное количество баллов – 3 Михаил Юрьевич Лермонтов Лев Николаевич Толстой Александр Сергеевич Пушкин Максимальное количество баллов - 3 III. Знание теории литературы. Оба отрывка представляют собой начало сказки - зачин Максимальное количество баллов – 2 Гипербола В приведенной сказке гипербола используется для преувеличения силы, мощи, удали Ивана: даже одна рукавица его может «все стёкла в окнах повыбить» и «крышу пробить», одним ударом он может «срубить чуду-юду шесть голов». Но чудо-юдо тоже сильно («забил Ивана по пояс в сырую землю»), и этим тоже показывается храбрость и сила Ивана, раз он может с ним сражаться и, в конце концов, его победить. Вместе с тем с помощью данного приема рисуется негативный образ братьев Ивана и их нежелание ему помогать: в окнах стёкла повыбиты, и крыша пробита, «а братья всё спят, ничего не слышат» «Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов... Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат». Название термина – 1 балл, объяснение роли в тексте – 1 балл, выделение – 1 балл Максимальное количество баллов – 3 лебедь девица земля сокол слезы меч белая красная русская ясный горькие булатный Максимальное количество баллов – 6 IV. Литература и другие виды искусства П.П.Ершов «Конек – Горбунок» С.Аксаков. «Аленький цветочек». Максимальный балл – 2 V. Творческое задание Максимальное количество баллов – 10 Максимальное количество баллов за всю работу - 40 | |
|
Всего комментариев: 0 | |