Главная » 2016 » Январь » 23 » Школьная олимпиада по литературе 11 класс
15:05
Школьная олимпиада по литературе 11 класс
Школьный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из аналитического задания (оно разбито на две части: первая нацелена на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, вторая

представляет собой анализ художественная произведения с опорой на предложенные в задании вопросы; время выполнения 3,5-4 астрономических часа, максимальный балл – 10 и 60 соответственно) и творческого задания (время выполнения – 1-1,5 астрономических часа, максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием самостоятельно. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее стихотворении И.Анненского «Дремотность»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении.

1.1. .................. – повтор одинаковых или близких по звучанию согласных.

1.2. .................. – перестановка букв, дающая новое слово.

1.3. …………………… – стихотворная форма из 14 строк; стихи располагаются по схеме 4+4+3+3 либо 4+4+4+2.

1.4. …………………… – повтор одного и того же слова/оборота в начале соседних строк.

Задание №2

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.Анненский

Дремотность

В гроздьях розово-лиловых

Безуханная сирень

В этот душно-мягкий день

Неподвижна, как в оковах.

Солнца нет, но с тенью тень

В сочетаньях вечно новых,

Нет дождя, а слез готовых

Реки — только литься лень.

Полусон, полусознанье,

Грусть, но без воспоминанья

И всему простит душа…

А, доняв ли, холод ранит,

Мягкий дождик не спеша

Так бесшумно барабанит.

Опорные вопросы:

а) Какой вы представляете себе ситуацию, вызвавшую монолог лирического героя стихотворения? Как создается его образ в произведении?

б) Как объяснить несоответствие отдельных описаний, данных в стихотворении: «душно-мягкий день» и ранящий «холод», «нет дождя» и «мягкий дождик… барабанит»?

в) Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?

г) Проанализируйте акустическую организацию стихотворения: выделите фонетические повторы, соотнесите значение маркированных этими повторами слов. Как их использование «достраивает» семантику заглавия?

д) Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?

е) Какую твердую жанровую форму напоминает по своему строению (строфикой, рифмовкой) это стихотворение? В чем нарушает ее правила? Чем может быть вызвано обращение автора к данной традиции - и отступление от нее?

ж) Прокомментируйте особенности поэтического синтаксиса. В чем, по-вашему, смысл незавершенности, недоговоренности в стихотворении?

Творческое задание

Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление - служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов):

1.

Спаситель родился

в лютую стужу.

В пустыне пылали пастушьи костры

Буран бушевал и выматывал душу

из бедных царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер.

Звезда, пламенея в ночи,

смотрела, как трех караванов дороги

сходились в пещеру Христа, как лучи

2.

Новогодняя ночь

В глазах рябит от мишуры

Огней сверкание повсюду.

Гирлянды, звездочки, шары –

Здесь все опять готово к чуду.

Бокалы часа своего

Дождутся. Вот еще минута,

И дружно грянет торжество

Под залпы пробок и салюта.

Нас Новый год одарит вновь

Погодой ветреной и снежной.

За процветанье и любовь

Мы выпьем с верой и надеждой.

И будет ночь смотреть в окно,

На лица и зверюшек маски.

Но в жизни так заведено –

Придет конец и этой сказке.

Утихнет тот хрустальный звон,

Начнут иголки осыпаться...

Ну а пока – всё, словно сон.

И неохота просыпаться!

3.

На 1 января 2000 года

Подошла к кольцу двадцатка.

Валит белый снег.

Остановка. Пересадка

в двадцать первый век.

Только кто-то вот не вышел,

не успел, уснул...

Ну, а ты средь тех, кто выжил,

в новый век шагнул.

Но, с толпою на посадку

поспеши, дружок,

встань на заднюю площадку,

продыши кружок.

Видишь, старый век, как Китеж,

тонет позади?

Погляди, покуда видишь.

Да и потом – гляди.
Категория: Литература | Просмотров: 1061 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar