Главная » 2016 Январь 23 » Школьная олимпиада по литературе 11 класс
15:05 Школьная олимпиада по литературе 11 класс | |
представляет собой анализ художественная произведения с опорой на предложенные в задании вопросы; время выполнения 3,5-4 астрономических часа, максимальный балл – 10 и 60 соответственно) и творческого задания (время выполнения – 1-1,5 астрономических часа, максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием самостоятельно. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов. Задание №1 Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее стихотворении И.Анненского «Дремотность»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении. 1.1. .................. – повтор одинаковых или близких по звучанию согласных. 1.2. .................. – перестановка букв, дающая новое слово. 1.3. …………………… – стихотворная форма из 14 строк; стихи располагаются по схеме 4+4+3+3 либо 4+4+4+2. 1.4. …………………… – повтор одного и того же слова/оборота в начале соседних строк. Задание №2 Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст. И.Анненский Дремотность В гроздьях розово-лиловых Безуханная сирень В этот душно-мягкий день Неподвижна, как в оковах. Солнца нет, но с тенью тень В сочетаньях вечно новых, Нет дождя, а слез готовых Реки — только литься лень. Полусон, полусознанье, Грусть, но без воспоминанья И всему простит душа… А, доняв ли, холод ранит, Мягкий дождик не спеша Так бесшумно барабанит. Опорные вопросы: а) Какой вы представляете себе ситуацию, вызвавшую монолог лирического героя стихотворения? Как создается его образ в произведении? б) Как объяснить несоответствие отдельных описаний, данных в стихотворении: «душно-мягкий день» и ранящий «холод», «нет дождя» и «мягкий дождик… барабанит»? в) Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя? г) Проанализируйте акустическую организацию стихотворения: выделите фонетические повторы, соотнесите значение маркированных этими повторами слов. Как их использование «достраивает» семантику заглавия? д) Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики? е) Какую твердую жанровую форму напоминает по своему строению (строфикой, рифмовкой) это стихотворение? В чем нарушает ее правила? Чем может быть вызвано обращение автора к данной традиции - и отступление от нее? ж) Прокомментируйте особенности поэтического синтаксиса. В чем, по-вашему, смысл незавершенности, недоговоренности в стихотворении? Творческое задание Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление - служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов): 1. Спаситель родился в лютую стужу. В пустыне пылали пастушьи костры Буран бушевал и выматывал душу из бедных царей, доставлявших дары. Верблюды вздымали лохматые ноги. Выл ветер. Звезда, пламенея в ночи, смотрела, как трех караванов дороги сходились в пещеру Христа, как лучи 2. Новогодняя ночь В глазах рябит от мишуры Огней сверкание повсюду. Гирлянды, звездочки, шары – Здесь все опять готово к чуду. Бокалы часа своего Дождутся. Вот еще минута, И дружно грянет торжество Под залпы пробок и салюта. Нас Новый год одарит вновь Погодой ветреной и снежной. За процветанье и любовь Мы выпьем с верой и надеждой. И будет ночь смотреть в окно, На лица и зверюшек маски. Но в жизни так заведено – Придет конец и этой сказке. Утихнет тот хрустальный звон, Начнут иголки осыпаться... Ну а пока – всё, словно сон. И неохота просыпаться! 3. На 1 января 2000 года Подошла к кольцу двадцатка. Валит белый снег. Остановка. Пересадка в двадцать первый век. Только кто-то вот не вышел, не успел, уснул... Ну, а ты средь тех, кто выжил, в новый век шагнул. Но, с толпою на посадку поспеши, дружок, встань на заднюю площадку, продыши кружок. Видишь, старый век, как Китеж, тонет позади? Погляди, покуда видишь. Да и потом – гляди. | |
|
Всего комментариев: 0 | |