Главная » 2016 Январь 24 » Олимпиада по русскому языку 9 класс
14:40 Олимпиада по русскому языку 9 класс | |
1. В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные указывают на их твердость. 1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов? 1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом? 2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя». 2.1. Что имел в виду писатель? 2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления? 3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты? Определите разряд каждого прилагательного. 4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи. 5. Определите синтаксическую функцию инфинитива: 1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей. 2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца. 3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной. 4) Смотреть – время терять. 5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами. 6. Подберите фразеологические антонимы: бросить якорь – … витать в облаках – … кот наплакал – …. у черта на куличках – … 7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»: 1) битва (…) ругань; 2) гримаса (…) снаряд; 3) нежить (…) шалить; 4) изогнутый (…) одноглазый; 8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название цветка – шпажник, а польское – мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор. 9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов. 10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта? Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. Часть П. Работа с текстом Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания. Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?! говорит. Кабы ты, говорит. была с головой, сообщила бы. Я бы, говорит, на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!» «Ну, говорю, не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит влево, девушка, другой вправо, гражданка, третий скажет тетка, дуй напрямик! Задания 3. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ. 4. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте ответ. 5. Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых средств в этом тексте. 6. Какова авторская позиция (оценка) по отношению к героине? 7. Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку. РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс Ключи к вопросам и заданиям Часть 1 1.1 Написание этих слов основано на традиционном принципе русской орфографии. 1.2 Традиционное правописание зафиксировало старое произношение этих шипящих: ш, ж произносились мягко, а ч, щ – как твердые согласные. Оценивание: За правильный ответ на вопрос 1.1 – 2 балла. За правильный ответ на вопрос 1.2 – 3 балла. Максимальное количество баллов – 5 баллов. 2.1 Писатель имел в виду случайное созвучие чащу кустарника и щуку, которое здесь является лишним, потому что снижает благозвучие фразы. 2.2 Эвфония (eu – «хорошо», phone – «звук») – благозвучие. Раздел языка, изучающий такие явления, называется фонетикой. Оценивание: За правильный ответ на вопрос 2.1 – 3 балла. За правильный ответ на вопрос 2.2 – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4 балла. 3. В данном предложении 5 прилагательных: тише – качественное ребячьи – притяжательное слышны – качественное небольшой – качественное соседний – относительное Оценивание: За указание верного количества прилагательных – 1,5 балла. За верное определение разряда каждого прилагательного – 0,5 балл. Максимальное количество баллов – 4 балла. 4. Данные слова могут выступать в роли деепричастия, существительного и наречия. Примеры употребления: Не люблю есть стоя. – Стоя на остановке, я всегда читаю Вредно читать лежа. – Лежа на диване, я могу дотянуться до стола. Сторожа склад, Иванов мог иметь доступ к этим товарам. – Сторожа объединились в профсоюз. Оценивание: За каждое верное указание части речи – 0,5 балла. За каждый верно приведенный пример – 1 балл. Максимальное количество баллов – 7,5 баллов. 5. 1) обстоятельство; 2) определение; 3) дополнение; 4) подлежащее и сказуемое; 5) дополнение. Оценивание: За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 3 балла. 6. бросить якорь – поднять паруса витать в облаках – спуститься с небес на землю кот наплакал – куры не клюют у черта на куличках – под самым носом Оценивание: За каждый верный ответ – 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 2 балла. 7. 1) брань; 2) мина; 3) баловать; 4)кривой. Оценивание: За каждый верный ответ – 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 2 балла. 8. Эти слова связаны этимологически. Если другие названия цветка связаны с понятием меч (мечик) и шпага (шпажник), то можно предположить, что слово гладиолус имеет буквальное значение «меч, шпага». Если учесть, что название шпага более позднее, то можно остановиться на значении «меч». И в польском, и в русском названии цветка отмечаются суффиксы с уменьшительным значением, которые также здесь имеют значение «подобия» в названиях предметов, похожих по внешнему виду (цвету, форме, расположению и т.п.) на мотивирующее слово. Таким образом, мечик – это «маленький меч», а шпажник (сравните шпажка) – «маленькая шпага». Следовательно, можно предположить, что гладиолус также означает буквально «маленький меч». Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор: гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом». Оценивание: Максимальное количество баллов за наиболее точное и обоснованное объяснение – 10. 9. Запоминаемость рекламных текстов (в т.ч. слоганов) обеспечивают следующие особенности организации речи: ритм (Пепси, пейджер, MTV, подключайся; Танки грязи не боятся), рифма (Свежее дыхание облегчает понимание; Не тормозни – сникерсни), звукоподражание (Галина Бланка – буль-буль), антитезы и антонимы (Имидж ничто – жажда все; Хватит говорить – начинайте жевать), паронимические созвучия, паронимия (Чистота – чисто Тайд; Шок – это по-нашему), употребление стилистически окрашенной лексики (слов молодежного сленга, арготизмов, диалектизмов) и т.п.. Оценивание: За каждый верно приведенный пример рекламного текста – 0,5 балла За каждый верно указанный языковой прием – 2 балла. Максимальное количество баллов за задание – 10. 10. Для создания комического эффекта А.П. Чехов использовал инверсию. Оценивание: За верный ответ – 2,5 балла Максимальное количество баллов за первую часть – 50 баллов. Часть П. 1. Художественный стиль. Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например, использование просторечия и средств обиходно-разговорного стиля для создания образа героини). Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 4 балла. 2. Тип речи –повествование, поскольку это – рассказ о событии. Речь динамична; динамизм достигается за счет использования глаголов действия сов.вида пр.вр. и глагольного междометия хлоп. Оценивание. Правильно определен тип речи – 1 балл; каждый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов. 3. Просторечие используется для стилизации речи героини. Цель приема в том, чтобы придать рассказу колорит подлинности: рассказывает о событии персонаж, используя характерные для него привычные формы речи. Оценивание. За определение приема – 1 балл. За интерпретацию его назначения – 2 балла. Максимум – 3 балла. 4. Авторская оценка выражена косвенно, всей совокупностью языковых и речевых средств текста: героиня обрисована с большой теплотой и симпатией. Оценки, которые дает героиня, по-видимому, разделяет и сам автор. Оценивание .Максимум 3 балла 5. Примерный вариант: Не могу утерпеть, должна рассказать, как в Москву съездила. Десять лет собиралась и никак не могла решиться. А затем сразу, в один миг, собралась. Даже непонятно, как все получилось. Пошла в контору, отпуск оформила и нет меня. Мужа с детьми, хозяйство все оставила. И отправилась в Москву… Эксперимент по изменению текста показывает: 1) литературно обработанный текст более правильный, но менее выразительный; 2) образ героини, если ее рассказ передать правильным литературным языком, теряет многие черты индивидуальности. Оценивание. За корректный образец литературно обработанного текста – 5 баллов .За объяснение экспериментального эффекта – 5 баллов. Максимум – 10 баллов.Максимальное количество баллов за вторую часть – 25 баллов. МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ – 75 БАЛЛОВ | |
|
Всего комментариев: 0 | |