Главная » 2016 Январь 24 » Олимпиада по истории 11 класс
10:25 Олимпиада по истории 11 класс | |
1. А. С. Шишков, С. Н. Глинка, Ф. В. Ростопчин, -________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. 1906 г., 1907 г., 1912 г., 1917 г.-_______________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов, В. М. Молотов -_________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов): 1. 1700 г., 1741 г., 1757 г., 1788 г.-_________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. А. П. Румянцев, А. В. Суворов, В. В. Долгорукий, Г. А. Потемкин -_________________ _____________________________________________________________________________ 3. 1804 г., 1835 г., 1855 г., 1863 г.-________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Соотнесите условное наименование операции с её «географическим» названием и сроками проведения (6 баллов): 1. «Багратион» а. Белгородско-Харьковская операция (январь – февраль 1943 г.) 2. «Звезда» б. Белгородско-Харьковская операция (июль-август 1943 г.) 3. «Малый Сатурн» в. Брянско-Орловская операция (июль-август 1943 г.) 4. «Кутузов» г. Окружение немецких войск под Сталинградом (ноябрь 1942 ) 5. «Румянцев» д. Белорусская операция (июнь-август 1944 г.) 6. «Уран» е. Наступление советских войск к р. Дон и отражение немецких деблокирующих действий под Сталинградом (декабрь – январь 1943 г.) Кодовое название операции 1 2 3 4 5 6 Операция, сроки её проведения 4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла): 1. г. Екатеринодар - ____________________ 2. г. Екатеринослав - __________________ 3. Угорские горы - _________________ 4. «Дышащее море» - __________________ 5. Разведите понятия (6 баллов): Термин Общее Различное Черносошные крестьяне Помещичьи крестьяне Термин Общее Различное Стрельцы «Полки нового строя» 6. В истории существует немало устойчивых выражений. Дайте определение некоторым из них (5 баллов): 1. «Антипартийная группа» - ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. «Арзамасцы» - _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. «Курская дуга» - __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4. «Младосимволисты» - _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 5. «Полоса признаний » - ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7. Заполните пропуски в тексте (6 баллов): «В предвоенный период (1939-1940 гг.) происходит значительное продвижение на запад границ Советского Союза. 17 сентября 1939 г. в результате освободительного похода Красной Армии в состав СССР вошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии, отторгнутые в пользу Польши по ____________________ (1) договору, подписанному в марте _______ г. (2). Вслед за этим, в ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, получившая также название «___________________ (3) войны». В ходе неё советским войскам пришлось прорывать сильноукрепленную оборонительную полосу финнов – «_____________________________» (4). По итогам этой войны к СССР отошли значительные территории к западу от Ленинграда, и была образована 16-я советская республика в составе СССР - __________________ (5). В июне 1940 г. войска РККА предприняли освободительный поход в __________________________ (6), отторгнутую Румынией в 1918 г. Наконец, осенью 1940 г. в состав СССР были включены три прибалтийских государства – Эстония, Латвия, Литва». 8. Краеведение. Соотнесите литератора XIX в. с имением, в котором он творил (4 балла): 1. Боратынский Е. А. а. Даровое 2. Достоевский Ф. М. б. Мураново 3. Вяземский П. А. в. Середниково 4. Лермонтов М. Ю. г. Остафьево 5. Пушкин А. С. Литератор 1 2 3 4 5 Усадьба 9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (3 балла): 1. Идея создания военных поселений принадлежала А. А. Аракчееву _________________ _____________________________________________________________________________ 2. Тяжелая промышленность в России была создана только в правление Александра Второго (1855-1881 гг.)____________________________________________________________ 3. Экономическое развитие начала XX века характеризуется преобладанием синдикатов над остальными формами монополистических объединений, что говорит о среднем уровне развития капитализма __________________________________________________________ 10. Назовите даты (точный год) следующих событий (5 баллов): 1. Когда Россия построила первую крепость-порт на Балтийском море- ________ г. 2. С которого прекратила функционировать «Избранная рада» - __________ г. 3. Когда на Руси избрали первого патриарха - _________ г. 4. В котором началось российско-турецкое противостояние в Причерноморье - ________ г. 5. Когда Средняя Азия окончательно вошла в состав Российской империи - _________ г. 11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла): 1. Известно, что сокращенное название членов Конституционно-демократической партии – кадеты. Однако у этого слова в дореволюционной России было и еще одно значение. Какое ? __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Известно, что пионеры в СССР – члены детско-юношеской коммунистической организации. Однако, в XVIII-XIX вв. в России у этого слова было совершенно другое значение. Какое? ______________________________________________________________________ ________________________________________________ 3. Известно, что в 1054 г. внутри Христианской церкви произошел раскол на католиков и православных. В итоге это вылилось в многовековую борьбу двух ветвей христианства. Скажите, а как называли в XII-XVII вв. а) католики православных; б) православные католиков?______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________ 12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (6 баллов): Состояние земельного фонда в 47 губерниях Европейской России в 1905 г. Собственники земли Площадь, находящаяся в их распоряжении Распределение земли среди категорий крестьян Средний размер земельного надела на одну семью В собственности помещиков 47 млн. десятин _ 471 десятина В собственности крестьянских хозяйств, в том числе 136, 4 млн. десятин 100 % - Крестьянская община 99,6 млн. десятин 73 % 11 десятин Казаки 15 млн. десятин 11 % 53 десятины Подворные землевладельцы 20,5 млн. десятин 15 % 7,5 десятин Не была распределена 1,3 млн. десятин 1% - 1. С Вашей точки зрения, достаточно ли обеспечены землей большинство крестьянских хозяйств по состоянию на 1905 г.? Почему?_______________________________________ ________________________________________________ 2. Почему обеспеченность казаков землей в несколько раз выше, чем у остальных категорий крестьянства? ____________________________________________________________ ________________________________________________ 3. Исходя из данных таблицы, куда больше земель, пригодных для сельскохозяйственного оборота, находилось в руках крестьян, а не помещиков. Почему же крестьянство требовало передела земли? ____________________________________________________________ ________________________________________________ 4. Как Вы думаете, какие показатели изменились в данной таблице в ходе проведения аграрной реформы П. А. Столыпина 1906-1914 гг.? Свой ответ объясните. ______________ ________________________________________________ 13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов): «Во всех ротах, батальонах, полках … немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов… Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов, в частности, обращение к ним на «ты», воспрещается…» 1. Назовите документ, отрывок из которого перед Вами____________________________ ____________________________________________________________________________ 2. Назовите точную дату создания документа _____________________________________ 3. Назовите авторов/автора данного документа ____________________________________ 4. В результате каких процессов в России стало возможным написание этого документа? _ ________________________________________________ 5. К каким последствиям привело опубликование и прочтение в войсках этого документа? ________________________________________________ 14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла): 1. Начало Гражданской войны в США а. Советско-польская война 2. Версальский мирный договор б. Полет Ю. А. Гагарина в космос 3. «Год Африки» в. «Пражская весна» 4. «Гуамская доктрина» Р. Никсона г. Окончание II пятилетки 5. Оккупация Италией Абиссинии д. Отмена крепостного права Событие отечественной истории 1 2 3 4 5 Событие всемирной истории 15. Ниже даны изображения советских полководцев в 1918-1945 гг. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов). 1. 3. 5. 2. 4. 6. Название группы (критерий выделения) Номера полководцев (в скобках назовите их) _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ 16. В следующем году мы отмечаем 70-летие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, а также предшествовавших этому тяжелых оборонительных боев 1942 г. В связи с этим внимательно прочитайте следующий отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Ответьте на вопросы и вставьте слова в пропуски (4 балла): Я убит подо Ржевом, Подсчитайте, живые, В безымянном болоте, Сколько сроку назад В пятой роте, на левом, Был на фронте впервые При жестоком налете. Назван вдруг ___________________ (1) Я не слышал разрыва, Фронт горел, не стихая, Я не видел той вспышки, – Как на теле рубец. Точно в пропасть с обрыва – Я убит и не знаю, И ни дна, ни покрышки. Наш ли Ржев наконец? И во всем этом мире, Удержались ли наши До конца его дней, Там, на Среднем ______________ (2)?.. Ни петлички, ни лычки Этот месяц был страшен, С гимнастерки моей. Было всё на кону. 1. Какой «месяц был страшен» в 1942 г.? Объясните почему. ________________________ ________________________________________________ 2. Какой операции Великой Отечественной войны посвящена эта поэма? Как эта операция повлияла на начало коренного перелома в войне? _________________________________ ________________________________________________ 17. В 2012 г. исполняется 250 лет с момента подписания Манифеста о вольности дворянской. В связи с этим распределите положения этого указа, а также указа 1785 г. о правах дворянства в таблицу (4 балла). 1. Монопольное право собственности на крестьян и на землю 2. Освобождение от подушной подати 3. Отмена обязательной военной службы 4. Освобождение от телесных наказаний 5. Право поступать на иностранную военную службу 6. Право торговли и мануфактур 7. Право ухода в любое время в отставку 8. Необходимость получения образования 9. Освобождение от рекрутских наборов Положения Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г. Положения Жалованной грамоты дворянству 1785 г. 18. Дайте название промышленных районов Российской Империи во второй половине XIX века и определите их специализацию (7 баллов). № районов на карте Название промышленных районов Специализация I II III IV V VI VII Итого – 85 баллов Желаем успеха! II Тур — Историческое эссе — 30 минут (максимальная оценка — 15) Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы: Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает). Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание). Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения. Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями: Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Грамотность использования исторических фактов и терминов. Четкость и доказательность основных положений работы. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Желаем успеха! 1. «Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик». (А. И. Уткин) 2. «Если считать, а это очень принято - что «русское» - гримаса, истерия, юродство, «достоевщина», то Сергий – явное опровержение. В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям» и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший народом, - ясности, света прозрачного и ровного». ( Б. К. Зайцев) 3. «Новгород пал. Это было прямым результатом его внешней политики: откола от остальной Руси, выделения себя из русских земель, ориентации на торговлю с Западом». (В. В. Похлебкин) 4. «Свою внешнюю политику Иван III осуществлял в тот период, когда Литва и татары уже не могли противостоять ей, а Швеция и Османская империя еще не могли сделать этого» (А. В. Шефов) 5. «Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто) 6. «Трудно согласиться с мнением, будто Лжедмитрий I был вынесен на московский престол волной крестьянского движения, к которому примкнули южные помещики» (Р. Г. Скрынников) 7. «Орлы Русские облетели Орлов Римских». (А. В. Суворов) 8. «С отставкой и ссылкой М. М. Сперанского уходила эпоха реформ, - пусть непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в её недрах зарождалась следующая эпоха – движения декабристов и Николая I». (Г. Е. Миронов) 9. «Что же предопределило неудачу? Только ли нестойкость Николая I , быстрое отступление перед мнением крепостнического большинства? Не личные свойства царя, а порочность избранного пути решила дело». (С. В. Мироненко) 10. «Великие реформы Александра II не затронули высших органов государственного управления, они не изменили сословной организации общества и не ослабили политической власти поместного дворянства». (Н. И. Цимбаев) | |
|
Всего комментариев: 0 | |