Главная » 2016 Январь 24 » Дистанционная олимпиада по русскому языку 9 класс
14:40 Дистанционная олимпиада по русскому языку 9 класс | |
Предложите варианты раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ. За каждыйверный вариант - 1 балл, обоснование - 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Ответ :Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно: - образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как суженный; - образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный; - существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый. 2)Фонетика Какие звуки может обозначать предлог с? Приведите примеры. За каждый пример -1 балл. Максимальное количество баллов - 6. Ответ:< с >- с папой <с'> - с тетей <ш> - с Шурой < з >- с дома < з'> - с дядей <ж> - с Женей 3)Фразеология Объясните значение фразеологизма "битый час", каково его происхождение? За ответ - 1 балл. За верно указанное происхождение - 2 балла. Максимальное количество баллов - 2 Ответ: Битый час – целый час. Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого». 4)Морфология Определите одушевленность//неодушевленность существительных. Вспомните, на каком принципе основывается выбор. толпа класс мертвец труп кукла актер За каждый верный ответ - 0,5 баллов, правило - 1 балл Максимальное количесто баллов - 4. Ответ: толпа-неодуш. класс-неодуш. мертвец-одуш. труп-неодуш. кукла-неодуш. актер-одуш. Неодушевленные : В.п. мн.ч.=Им.п. мн.ч. Одушевленные: В.п. мн.ч.=Р.п. мн.ч. 5)Лексика Какое значение имеют следующие слова: десница, спам, перст, кочет, кок. К какому разряду (по происхождению или сфере употребления) они относятся. За каждый верное значение - 1 балл.За каждый разряд - 1 балл Максимальное количество баллов - 10. Ответ:десница-правая рука(архаизм) спам- массовая рассылка коммерческих, политич. или иного вида сообщений информации лицам, не желающим ее получать(неологизм) кок-повар на корабле(профессионализм) перст-палец(архаизм) кочет-петух(диалектизм) 6)Словообразование. Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке? Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке, образованы так же? Внимание! Розжиг костров, выдох вдоха, выгул собак, вынос тела, отлов рыбы и отстрел дичи, выводок гусей, выпас и выгон скота, выродок людей, выпорос свиней, выплав стали, вымет икры, выплыв сели, вылуп птиц из яиц, выпор детей, выкур курей и выпрыг кенгурей, загляд и залаз в дупла выпуг тетерев, с выкуром оттуда пчел и распробом меда запрещен и прекращен! За каждое верное слово - 0,1 балла, указание способа словообразования - 2,2 балла, правильно названное слово, образованное этим же способом (реально существующее) - 0.1 балл Максимальное количество баллов - 4. Ответ:Выпорос,вымет,вылуп, выпор, выкур, выпрыг, загляд, залаз, выпуг, выкур, распроб. Слова образованы бессуфиксальным способом. Образованы так же слова: розжиг, выдох, выгул, вынос, отлов, отстрел, выпас, выплав 7)Синтаксис Найдите и выпишите сложносочиненное предложение, укажите грамматические основы. 1)Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека. 2)Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон. 3)Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы. За верно указанное предложение-2 балла, за каждую грамматическую основу - 1 балл. Максимальное количество баллов - 4. Ответ: Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон. Грамматические основы: не хочется думать и бродят мысли и воспоминания 8)Морфемика Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс. издавна, подчеркивая, распустил, безвозвратный. За верный ответ - 2 балла. Максимальное количество баллов - 2 Ответ: подчеркивая 9)Пунктуация Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков). Максимальное количество баллов – 2. Ответ: Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. Обособление приложения "скота". 10)Культура речи Выпишите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их, согласно норме. 1)Светильник подвешен над диваном и очень красивый. 2)Мы дети не только своего времени, но и своей страны. 3)Старик не ответил, что он будет делать с кладом. 4)Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на подготоку. За каждое верное предложение - 1 балл, за каждый свой вариант - 1 балл. Максимальное количество баллов - 4. Ответ: Над диваном подвешен очень красивый светильник. Студент спросил на экзамене, может ли он взять дополнительное время на подготовку. 11)Развитие речи Вспомните и запишите значение и происхождение вашего имени. Оформите в виде мини-сочинения. Максимальное количество баллов - 7. Максимальное количество баллов - 55. УДАЧИ!!!!!!!! | |
|
Всего комментариев: 0 | |