Главная » 2015 » Май » 17 » Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс с ответами фгос
10:11
Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс с ответами фгос
Задания.

1. Расставьте ударение в словах:

Генезис, камбала, дивчина, обеспечение, диспансер, украинский, втридорога, включишь, феномен, столяр.

2. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской:

Ах, моя судьба –

Вся как есть татьба…

Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий)

3. Найдите в списке заимствованные слова.

Белье, блуза, ботинки, варежки, галстук, панама, цилиндр, жилет, комбинезон, косынка, носки, сандалии, пальто, плащ, рубашка, сарафан, тулуп, шорты, шуба, юбка.

4. Объясните значение фразеологизмов.

разводить антимонии-

колумбово яйцо-

закусить удила-

седлать пегаса-

чин чином-



5. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?

Вода - … водянистость

6. Найдите и подчеркните предлоги среди других частей речи.

Нехотя, несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, задолго, причём, вдоль, уж, против, чуть-чуть, согласно, но, возле, внутри, если, позади, наперекор, даже, над, нельзя, после, до, вследствие

7. Запишите числительное в предложении прописью. Ответьте на поставленный вопрос, поставьте числительное в нужный падеж.

После футбольного матча 8765 фанатов пожали руку своему любимому игроку Иванову. Со сколькими своими поклонниками обменялся рукопожатием Иванов?

8. В значении какой части речи употреблены слова нет и есть в пословицах?

Не от нету люди толстеют.

Есть – набитый враг, а нет – заклятой ворог.

9. Согласны ли вы с тем, что в ряду слов свинина, говядина, баранина, конина «лишним» является слово говядина? Свой ответ мотивируйте.

10. Попытайтесь перевести латинское выражение Repetitio est mater studiorum, опираясь на знание русского языка. Какие русские слова помогут вам это сделать?

11. Расставьте знаки препинания.

Однажды вечером кончив дневной сбор винограда партия молдаван с которой я работал ушла на берег моря а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и лёжа на земле молчали глядя как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей что пошли к морю. (А. М. Горький)

12.Подчекните имена учёных-лингвистов:

Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.

13.Ропалик – это предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:

Я Пусть

бы мечта

был рыдает

тебе горестными

рабом ожиданиями.

всегда

любимая.

Задание: составьте свой ропалик на одну из следующих тем: «Школа», «Дружба», «Первая любовь»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Школьный этап.

10-11 класс, 2011-2012 уч.год.

Ответы.

1.

гЕнезис

кАмбала

дивчИна

обеспЕчение

диспансЕр

украИнский

втрИдорога

включИшь

фенОмен

столЯр

2.

Тать – устаревшее слово, когда-то употреблялось в значении - борьба, беспокойство, мятеж.

3. Заимствованными являются только слова:

блуза, ботинки, жилет, комбинезон, пальто – из франц.;

галстук – из немецк.;
шорты – из англ.;
панама – по названию государства, откуда пришел этот головной убор;

цилиндр, сандалии – древнегреч.;

сарафан, тулуп – тюркские;

шуба, юбка – из арабского.

4.

Разводить антимонии – болтать, вести пустые разговоры, пускаться в отвлекающие от чего-либо разговоры.

Колумбово яйцо – остроумное решение трудной задачи, неожиданно простой и смелый выход из затруднительного положения.

Закусить удила – действовать не зная удержу, идя напролом, не считаясь с обстоятельствами, со здравым смыслом, распалившись.

Седлать пегаса – писать стихи;

Чин чином – так, как нужно, как полагается, как следует;



5.

Не хватает двух звеньев: водяной - водянистый. Полная цепочка выглядит так: вода – водяной – водянистый – водянистость

6.

Предлоги: несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, вдоль, против, согласно, возле, внутри, позади, наперекор, над, после, до, вследствие.

7.

восемь тысяч семьсот шестьдесят пять. С восе(ь)мью тысячами семьюстами шестьюдесятью пятью фанатами.

8.в значении существительного.

9. Во всех словах, за исключением слова говядина, есть суффикс –ин-, имеющий значение мясо животного, называемого корнем слова.

10. Повторенье – мать ученья.

1. Studiorum и ср. студент – обучающийся в студии, усердно занимающийся; студия – мастерская художника; учебное заведение для подготовки артистов, художников, скульпторов и др.

Repetitio и ср. репетировать - проводить репетицию; помогать учащемуся приготовлять домашние задания. Репетитор – лицо, помогающее учащемуся приготовлять домашние задания, домашний учитель.

11. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

12.Бархударов, Виноградов, Даль, Розенталь, Щерба.

13. Ропалик – это предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:

Я Пусть

бы мечта

был рыдает

тебе горестными

рабом ожиданиями.

всегда

любимая.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Школьный этап.

10-11 класс, 2011-2012 уч.год.

Рекомендации по оцениванию.

Общее время выполнения работы - 3 часа

Задания можно выполнять в произвольном порядке. Номер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

За каждый верный ответ – 0,25 балла. Максимальное количество баллов – 2,5.
Максимальное количество баллов – 2 балла.



За каждый верный ответ – 0,25 балла. Максимальное количество баллов за все задание – 3,5 балла
За каждый верный ответ – 0,5 балла. Максимальное количество баллов за все задание – 2,5 балла
За каждый верный ответ – 0,25 балла. Максимальное количество баллов за все задание – 0,5 балла.
За каждый предлог – 0,25 балла. Максимальное количество баллов за все задание – 5 баллов.
Максимальное количество баллов за все задание – 2 балла.
За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за все задание – 2 балла.
Максимальное количество баллов за все задание – 1 балл.
Максимальное количество баллов за все задание – 2 балла
За каждую верную запятую – 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 4,5.
За каждый верный ответ – 0,5 балла. Максимальное количество баллов за все задание – 2,5 балла
Составление текста - 10 баллов, 5 баллов – за творчество.

Примерные критерии оценивания:

наличие идеи
создание художественного образа
грамотность

Всего 45 баллов.
Категория: Русский язык | Просмотров: 1347 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar