Главная » 2015 Май 17 » Олимпиада по литературе для 10 класса с ответами фгос
13:17 Олимпиада по литературе для 10 класса с ответами фгос | |
Ф.И.Тютчеву принадлежат два стихотворения, написанные в разные периоды жизни. Проведите их сопоставительный анализ и попытайтесь ответить, что сближает эти стихи и что составляет их важнейшее отличие? О каких особенностях миросозерцания поэта говорит каждое из них? Какие характерные черты поэтики Тютчева вы можете выделить в этих стихах? При оценке успешности выполнения задания учитывается глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании; владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). Оценивается глубина восприятия образа лирического героя и умение истолковать его, умение характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства. Оценивается композиционная стройность, язык и стиль вашего сочинения. Душа моя, Элизиум теней...» Душа моя, Элизиум* теней, Теней безмолвных, светлых и прекрасных, Ни помыслам годины буйной сей, Ни радостям, ни горю не причастных,- Душа моя, Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою?.. Начало 1830-х гг. « О вешая душа моя » О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги, – О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!.. Так ты – жилица двух миров, Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный, Как откровение духо́в... Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые – Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. 1855 г Элизиум* – в древнегреческой мифологии часть подземного царства, обитель душ блаженных. Часть 2. История и теория литературы ( 35 баллов) Задание 1. ( 10 баллов) Какие литературные жанры соответствуют данным определениям? Приведите примеры произведений каждого жанра, назовите их авторов. Самый крупный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; описывающий события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны; отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространённые темы –созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни. Хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые; ценность составляет не точность описания фактов, а достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни. Большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определённый период времени или целой человеческой жизни; предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости; характерные свойства – разветвлённость сюжета, наличие системы равнозначных персонажей, охват сложного круга жизненных явлений, проблем и конфликтов, значительная временная протяжённость. Прозаическое произведение малого объёма, приближающееся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не всегда могут быть проведены и определены), с острым, захватывающим сюжетом, с неожиданной концовкой. Задание 2. ( 8 баллов) Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. 1 . -Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал. - А чьей же? - По родительскому обещанию. - И что же с вами происходило по родительскому обещанию? - Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть. 2. -Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает». - Я начинаю соглашаться с дядей, ты решительно дурного мнения о русских. - Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки. - И природа пустяки? - И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. 3. - Да разве ты тоже не мучаешься? - У меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить. Я потому и пришел, что зол. Есть такие, которые не пришли бы. А я трус и... подлец! Но... пусть! всё это не то... Говорить теперь надо, а я начать не умею... И зачем, зачем я пришел! Никогда не прощу себе этого! - Нет, нет, это хорошо, что пришел! Это лучше, чтоб я знала! Гораздо лучше! - А что и в самом деле! Ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться… 4. -Только еще один раз, - сказал сверху женский голос. - Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос. - Нет, ты посмотри, что за луна!... Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -- туже, как можно туже -- натужиться надо. Вот так! -Полно, ты упадешь. - Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди. - Ах... Боже мой! Боже мой! что ж это такое! -- вдруг вскрикнула она. -- Спать так спать! -и захлопнула окно. "И дела нет до моего существования!" В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул. Задание 3. ( 5 баллов) Проанализировав характер рифмовки, определите, какой строфой написано стихотворение А.С.Пушкина. Какое произведение мировой литературы написано подобными строфами? * * * В начале жизни школу помню я; Там нас, детей беспечных, было много; Неровная и резвая семья. Смиренная, одетая убого, Но видом величавая жена Над школою надзор хранила строго. Толпою нашею окружена, Приятным, сладким голосом, бывало, С младенцами беседует она. Ее чела я помню покрывало И очи светлые, как небеса. Но я вникал в ее беседы мало. Меня смущала строгая краса Ее чела, спокойных уст и взоров, И полные святыни словеса. Дичась ее советов и укоров, Я про себя превратно толковал Понятный смысл правдивых разговоров… Задание 4. ( 2 балла) Укажите строки какого поэта отразились в пародии Д.Минаева. Холод, грязные селенья, Лужи и туман, Крепостное разрушенье, Говор поселян, От дворовых нет поклона, Шапки набекрень, И работника Семена Плутовство и лень. На полях чужие гуси, Дерзость гусенят, - Посрамленье, гибель Руси, И разврат, разврат!. Задание 5. ( 4 балла) Вспомните главу «Сон Обломова» из романа Гончарова «Обломов». Действительно ли описание сна, содержащееся здесь, похоже на «настоящий» сон. Укажите основные «помехи», которые разрушают иллюзию «настоящего» сновидения. Задание 6.( 6 баллов) В литературоведении есть такое понятие «центон». Что оно значит? Дайте определение термину. Если вам не встречался подобный термин, ниже приводится образец подобного текста. Прокомментируйте его. Шофёр затих... Я вышел из такси. В природе неизбежны перемены. С утра радиосеть всея Руси воспроизводит шлягеры Шопена... Какой светильник разума погас! Врубить бы сразу свет, как в кинозале. Все ожидают этого от нас. Мы этого никак не ожидали... 1985 Школьный тур олимпиады по литературе 10-й класс К Л Ю Ч И интерпретация поэтического текста (40 баллов) Критерии оценивания Баллы 1. Глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании). Навыки сопоставительного анализа. 8 2. Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие). 16 3. Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства. 8 4. Композиционная стройность, язык и стиль работы (логичность, ясность изложения, речевая грамотность). 8 Общая сумма баллов – 40 Часть 2 История и теория литературы (35 баллов) Задание 1. За название жанра-1 балл, за пример-0,5 балла, за указание автора-0,5 балла Эпопея Элегия мемуары Роман Новелла Задание 2. За название произведения -1 балл, за указание автора – 1 балл) 1.Н.С.Лесков «Очарованный странник» 2.И.С.Тургенев « Отцы и дети» 3.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 4.Л.Н.Толстой «Война и мир» Задание 3. За определение характера рифмовки – 3 балла, за указание произведения с подобной рифмовкой -1 балл, за автора-1 балл А В А В С В С Д С « Божественная комедия» Данте Алигьери Задание 4. За название стихотворения – 1 балл, за указание автора – 1балл А.Фет «Шёпот. Робкое дыханье» Задание 5. За приведённый аргумент – 1 балл Непомерная длина текста Открытое присутствие автора Публицистические отступления Отступления этнографического характера Задание 6. За определение – 3 балла, за комментарий – 3 балла Центо́н (лат. cento, род. падеж centonis — одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) — стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. Менее строгие центоны переходят в поэзию реминисценций. Центоны — распространённый художественный приём в постмодернизме. | |
|
Всего комментариев: 0 | |