Главная » 2015 » Май » 17 » Олимпиада по истории 11 класс с ответами 2016 фгос
12:43
Олимпиада по истории 11 класс с ответами 2016 фгос
Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур — 1 час 30 минут — (максимальная оценка — 85)

1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):

1. А. С. Шишков, С. Н. Глинка, Ф. В. Ростопчин, -________________________________

_____________________________________________________________________________

2. 1906 г., 1907 г., 1912 г., 1917 г.-_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов, В. М. Молотов -_________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов):

1. 1700 г., 1741 г., 1757 г., 1788 г.-_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. А. П. Румянцев, А. В. Суворов, В. В. Долгорукий, Г. А. Потемкин -_________________

_____________________________________________________________________________

3. 1804 г., 1835 г., 1855 г., 1863 г.-________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Соотнесите условное наименование операции с её «географическим» названием и сроками проведения (6 баллов):

1. «Багратион» а. Белгородско-Харьковская операция (январь – февраль 1943 г.)

2. «Звезда» б. Белгородско-Харьковская операция (июль-август 1943 г.)

3. «Малый Сатурн» в. Брянско-Орловская операция (июль-август 1943 г.)

4. «Кутузов» г. Окружение немецких войск под Сталинградом (ноябрь 1942 )

5. «Румянцев» д. Белорусская операция (июнь-август 1944 г.)

6. «Уран» е. Наступление советских войск к р. Дон и отражение немецких

деблокирующих действий под Сталинградом (декабрь – январь

1943 г.)

Кодовое название операции


1


2


3


4


5


6

Операция, сроки её проведения












4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):

1. г. Екатеринодар - ____________________ 2. г. Екатеринослав - __________________

3. Угорские горы - _________________ 4. «Дышащее море» - __________________

5. Разведите понятия (6 баллов):

Термин


Общее


Различное

Черносошные крестьяне




Помещичьи крестьяне




Термин


Общее


Различное

Стрельцы




«Полки нового строя»




6. В истории существует немало устойчивых выражений. Дайте определение некоторым из них (5 баллов):

1. «Антипартийная группа» - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Арзамасцы» - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Курская дуга» - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. «Младосимволисты» - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. «Полоса признаний » - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Заполните пропуски в тексте (6 баллов):

«В предвоенный период (1939-1940 гг.) происходит значительное продвижение на запад границ Советского Союза. 17 сентября 1939 г. в результате освободительного похода Красной Армии в состав СССР вошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии, отторгнутые в пользу Польши по ____________________ (1) договору, подписанному в марте _______ г. (2). Вслед за этим, в ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, получившая также название «___________________ (3) войны». В ходе неё советским войскам пришлось прорывать сильноукрепленную оборонительную полосу финнов – «_____________________________» (4). По итогам этой войны к СССР отошли значительные территории к западу от Ленинграда, и была образована 16-я советская республика в составе СССР - __________________ (5). В июне 1940 г. войска РККА предприняли освободительный поход в __________________________ (6), отторгнутую Румынией в 1918 г. Наконец, осенью 1940 г. в состав СССР были включены три прибалтийских государства – Эстония, Латвия, Литва».

8. Краеведение. Соотнесите литератора XIX в. с имением, в котором он творил (4 балла):

1. Боратынский Е. А. а. Даровое

2. Достоевский Ф. М. б. Мураново

3. Вяземский П. А. в. Середниково

4. Лермонтов М. Ю. г. Остафьево

5. Пушкин А. С.

Литератор


1


2


3


4


5

Усадьба










9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (3 балла):

1. Идея создания военных поселений принадлежала А. А. Аракчееву _________________

_____________________________________________________________________________

2. Тяжелая промышленность в России была создана только в правление Александра Второго (1855-1881 гг.)____________________________________________________________

3. Экономическое развитие начала XX века характеризуется преобладанием синдикатов над остальными формами монополистических объединений, что говорит о среднем уровне развития капитализма __________________________________________________________

10. Назовите даты (точный год) следующих событий (5 баллов):

1. Когда Россия построила первую крепость-порт на Балтийском море- ________ г.

2. С которого прекратила функционировать «Избранная рада» - __________ г.

3. Когда на Руси избрали первого патриарха - _________ г.

4. В котором началось российско-турецкое противостояние в Причерноморье - ________ г.

5. Когда Средняя Азия окончательно вошла в состав Российской империи - _________ г.

11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):

1. Известно, что сокращенное название членов Конституционно-демократической партии – кадеты. Однако у этого слова в дореволюционной России было и еще одно значение. Какое ? __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Известно, что пионеры в СССР – члены детско-юношеской коммунистической организации. Однако, в XVIII-XIX вв. в России у этого слова было совершенно другое значение. Какое? ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Известно, что в 1054 г. внутри Христианской церкви произошел раскол на католиков и православных. В итоге это вылилось в многовековую борьбу двух ветвей христианства. Скажите, а как называли в XII-XVII вв. а) католики православных; б) православные католиков?______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (6 баллов):

Состояние земельного фонда в 47 губерниях Европейской России в 1905 г.

Собственники земли


Площадь, находящаяся в их распоряжении


Распределение земли среди категорий крестьян


Средний размер земельного надела на одну семью

В собственности помещиков


47 млн. десятин


_


471 десятина

В собственности крестьянских хозяйств, в том числе


136, 4 млн. десятин


100 %


-

Крестьянская община


99,6 млн. десятин


73 %


11 десятин

Казаки


15 млн. десятин


11 %


53 десятины

Подворные землевладельцы


20,5 млн. десятин


15 %


7,5 десятин

Не была распределена


1,3 млн. десятин


1%


-

1. С Вашей точки зрения, достаточно ли обеспечены землей большинство крестьянских хозяйств по состоянию на 1905 г.? Почему?_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему обеспеченность казаков землей в несколько раз выше, чем у остальных категорий крестьянства? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исходя из данных таблицы, куда больше земель, пригодных для сельскохозяйственного оборота, находилось в руках крестьян, а не помещиков. Почему же крестьянство требовало передела земли? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы думаете, какие показатели изменились в данной таблице в ходе проведения аграрной реформы П. А. Столыпина 1906-1914 гг.? Свой ответ объясните. ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов):

«Во всех ротах, батальонах, полках … немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов…

Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов, в частности, обращение к ним на «ты», воспрещается…»

1. Назовите документ, отрывок из которого перед Вами____________________________

____________________________________________________________________________

2. Назовите точную дату создания документа _____________________________________

3. Назовите авторов/автора данного документа ____________________________________

4. В результате каких процессов в России стало возможным написание этого документа? _

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. К каким последствиям привело опубликование и прочтение в войсках этого документа?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла):

1. Начало Гражданской войны в США а. Советско-польская война

2. Версальский мирный договор б. Полет Ю. А. Гагарина в космос

3. «Год Африки» в. «Пражская весна»

4. «Гуамская доктрина» Р. Никсона г. Окончание II пятилетки

5. Оккупация Италией Абиссинии д. Отмена крепостного права

Событие отечественной истории


1


2


3


4


5

Событие всемирной истории












15. Ниже даны изображения советских полководцев в 1918-1945 гг. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов).

1. 3. 5.

2. 4. 6.

Название группы

(критерий выделения)




Номера полководцев

(в скобках назовите их)


_________________________

_________________________

_________________________


_________________________

_________________________

_________________________

16. В следующем году мы отмечаем 70-летие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, а также предшествовавших этому тяжелых оборонительных боев 1942 г. В связи с этим внимательно прочитайте следующий отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Ответьте на вопросы и вставьте слова в пропуски (4 балла):

Я убит подо Ржевом, Подсчитайте, живые,

В безымянном болоте, Сколько сроку назад

В пятой роте, на левом, Был на фронте впервые

При жестоком налете. Назван вдруг ___________________ (1)



Я не слышал разрыва, Фронт горел, не стихая,

Я не видел той вспышки, – Как на теле рубец.

Точно в пропасть с обрыва – Я убит и не знаю,

И ни дна, ни покрышки. Наш ли Ржев наконец?

И во всем этом мире, Удержались ли наши

До конца его дней, Там, на Среднем ______________ (2)?..

Ни петлички, ни лычки Этот месяц был страшен,

С гимнастерки моей. Было всё на кону.

1. Какой «месяц был страшен» в 1942 г.? Объясните почему. ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой операции Великой Отечественной войны посвящена эта поэма? Как эта операция повлияла на начало коренного перелома в войне? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В 2012 г. исполняется 250 лет с момента подписания Манифеста о вольности дворянской. В связи с этим распределите положения этого указа, а также указа 1785 г. о правах дворянства в таблицу (4 балла).

1. Монопольное право собственности на крестьян и на землю

2. Освобождение от подушной подати

3. Отмена обязательной военной службы

4. Освобождение от телесных наказаний

5. Право поступать на иностранную военную службу

6. Право торговли и мануфактур

7. Право ухода в любое время в отставку

8. Необходимость получения образования

9. Освобождение от рекрутских наборов

Положения Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г.


Положения Жалованной грамоты дворянству 1785 г.



18. Дайте название промышленных районов Российской Империи во второй половине XIX века и определите их специализацию (7 баллов).

№ районов на карте


Название промышленных районов


Специализация

I




II




III




IV




V




VI




VII




Итого – 85 баллов

Желаем успеха!

II Тур — Историческое эссе — 30 минут (максимальная оценка — 15)

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
Грамотность использования исторических фактов и терминов.
Четкость и доказательность основных положений работы.
Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Желаем успеха!

1. «Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик». (А. И. Уткин)

2. «Если считать, а это очень принято - что «русское» - гримаса, истерия, юродство, «достоевщина», то Сергий – явное опровержение. В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям» и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший народом, - ясности, света прозрачного и ровного». ( Б. К. Зайцев)

3. «Новгород пал. Это было прямым результатом его внешней политики: откола от остальной Руси, выделения себя из русских земель, ориентации на торговлю с Западом». (В. В. Похлебкин)

4. «Свою внешнюю политику Иван III осуществлял в тот период, когда Литва и татары уже не могли противостоять ей, а Швеция и Османская империя еще не могли сделать этого» (А. В. Шефов)

5. «Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто)

6. «Трудно согласиться с мнением, будто Лжедмитрий I был вынесен на московский престол волной крестьянского движения, к которому примкнули южные помещики» (Р. Г. Скрынников)

7. «Орлы Русские облетели Орлов Римских». (А. В. Суворов)

8. «С отставкой и ссылкой М. М. Сперанского уходила эпоха реформ, - пусть непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в её недрах зарождалась следующая эпоха – движения декабристов и Николая I». (Г. Е. Миронов)

9. «Что же предопределило неудачу? Только ли нестойкость Николая I , быстрое отступление перед мнением крепостнического большинства? Не личные свойства царя, а порочность избранного пути решила дело». (С. В. Мироненко)

10. «Великие реформы Александра II не затронули высших органов государственного управления, они не изменили сословной организации общества и не ослабили политической власти поместного дворянства». (Н. И. Цимбаев)
Категория: История | Просмотров: 1404 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar