Главная » 2015 Май 17 » Олимпиада по экологии 9 класс с ответами 2016 фгос
17:42 Олимпиада по экологии 9 класс с ответами 2016 фгос | |
1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания. 2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей. 3. В агроценозе отсутствует саморегуляция. 4. Вода является самой заселённой средой обитания. 5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью. 6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор. 7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние. 8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова. 9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного. 10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара. Задание 2. Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20. 11. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами: А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) лимитирующими. 12. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются: А) эндозоохория; Б) экзозоохория; В) синойкия; Г) сотрапезничество. 13. В симбиотических взаимоотношениях находятся:А) лев и шакал; Б) акула и рыба-прилипала; В) росянка и муха; Г) рыба и дождевой червь. 14. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору? А) бактерии; Б) белки; В) сосны; Г) насекомые. 15. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи? А) консументы – продуценты – редуценты; Б) редуценты – консументы – продуценты; В) редуценты – продуценты – консументы; Г) продуценты – консументы – редуценты. 16. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование? А) сосновый лес; Б) торфяное болото; В) пойменный луг; Г) заросли вереска. 17. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые: А) существуют в широком диапазоне условий среды; Б) требуют строго определённых условий существования; В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов; Г) проявляют пластичность к действию факторов среды. 18. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних: А) аттрактивное действие; Б) репеллентное действие; В) аллелопатическое действие; Г) гомеопатическое действие. 19. Появление новых паразитов наряду со старыми: А) положительно влияет на жизнь популяции; Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций; В) всегда приводит к гибели хозяина; Г) не вызывает изменений в популяции. 20. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая: А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний; Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды; В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды; Г) определяется скоростью миграционных процессов. 21. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности: А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»; Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»; В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»; Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»; 22. Какую форму имеет «кривая выживания» у млекопитающих? А) вогнутую вниз; Б) вертикальную; В) выпуклую вверх; Г) горизонтальную. 23. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека? А) астросфера; Б) ноосфера; В) литосфера; Г) наносфера. 24. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать: А) их заполнение водой; Б) вспашка склонов; В[a]) посадка на склонах культурных растений; Г) заполнение песком. 25. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном: А) продуцентами; Б) редуцентами; В) промышленными предприятиями; Г) консументами. 26. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания: А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась; В) дафния-фитопланктон-карась-выдра; Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра. 27. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае: А) описания отношений между черными и рыжими тараканами; Б) определение типа особо охраняемой природной территории; В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных; Г) моделирования эрозионных процессов. 28. Кем был предложен термин «популяция»? А) Г. Де Фриз; Б) И.И. Шмальгаузен; В) В. Иоганнсен; Г) А. Вольтерра. 29. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия: А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава; Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава. 30. Укажите правильно составленную пищевую цепь: А) клевер – ястреб –шмель –мышь; Б) клевер – шмель – мышь – ястреб; В) шмель – мышь – ястреб – клевер; Г) мышь – клевер – шмель – ястреб. Задание 3. Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9). 31. Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные? 32. На одном ареале обитают три близких вида растений – неядовитые, слабоядовитые и ядовитые. Ими (неядовитыми и слабоядовитыми) питаются одни и те же фитофаги. Возможно ли выживание всех трёх видов растений? 33. Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты? Задание 4. Решите тестовую задачу. Задание заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Максимальное количество баллов – 4 балла. 34. Понятие топических связей ввел В. К. Беклемишев, подразумевая под ними воздействие одних организмов на другие через изменение различных абиотических факторов. Примером топических экологических связей является: А) наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика – обитателя песчаных пустынь; Б) заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства бромелиевых; В) переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев; Г) закрепление подвижных песков с помощью растений-псаммофилов (ива-шелюга, кандым, другие кустарники). Матрица ответов 9 класс Ф.И.О. Класс Задание 1. [ 10 баллов]. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Правильн. ответ «Да» Правильн. ответ «Нет» Задание 2. [ 20 баллов]. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-20 21-30 Задание 3. 31. Выберите и обоснуйте ответ. 32. Выберите и обоснуйте ответ. 33. Выберите и обоснуйте ответ. Задание 4. 34. Выберите и обоснуйте единственный правильный ответ. Матрица ответов 9 класс Максимум 43 балла. Задание 1. [ 10 баллов]. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Правильн. ответ «Да» + + + + + Правильн. ответ «Нет» + + + + + Задание 2. [ 20 баллов]. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-20 б а б в г г б а б б 21-30 г в б в б г а в в б Задание 3. 31. Нет, так как сразу начнёт накапливаться фитомасса, которая постоянно поглощалась копытными. Степь будет зарастать и превращаться в лесостепные сообщества. 32. Да, животные будут поедать все растения равномерно, и какая-то часть их погибнет. Растения таким образом сохранятся. Скорее всего, неядовитые и слабоядовитые похожи на ядовитый вид. Кроме того, у фитофагов выработается условный рефлекс и поедать эти виды будут только молодые особи. 33. Нет, потому что неограниченный рост численности ведёт к истощению ресурсов среды, и соответственно к снижению численности самой популяции или к её гибели. Варианты ответа Показатель Балл Выбран неправильный ответ 0 баллов Выбран правильный ответ 1 балл Да/Нет Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование. 0 баллов Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет). 1 балл Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично) 2 балла Задание 4. 34. Ответ Б) является верным. Особенности строения листьев растений семейства бромелиевых создают физические условия, необходимые для обитания других организмов – насекомых. Таким образом, здесь имеет место топическая связь. Варианты ответа Показатель Балл Выбран неправильный ответ 0 баллов Выбран правильный ответ 2 балла Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование. 0 баллов Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет). 1 балл Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично) 2 балла | |
|
Всего комментариев: 0 | |