Главная » 2015 » Май » 17 » Тесты по русскому языку 9 класс с ответами
10:14
Тесты по русскому языку 9 класс с ответами
9 КЛАСС

Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке и речи. Объясните смысл одной из пословиц.

Идти в науку - терпеть...
Как тут говорить, когда не дадут рта...

Подберите к каждому из заимствованных слов русский синоним.

Адекватный, доминировать, деградация, авторитет, интенсивный.

Объясните значения фразеологизмов со словом рука. Приведите примеры их употребления в контексте.

Держать себя в руках, мастер на все руки.

Приведите как можно больше однокоренных слон к слову привет.

Какие буквы в современном русском языке не обозначают звуков? Для чего нужны эти буквы?

Какова синтаксическая функция личных местоимений и отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова?

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

7.Какие научно-популярные книги о русском языке вы знаете?

8.Расставьте знаки препинания в предложении. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

Я забрел далеко и уже совершенно стемнело но луна взошла а ночь как говорится давно стала на небе когда я достиг знакомой усадьбы.

(И.С. Тургенев)

В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Исправьте предложения.

Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги.
Войска вынуждены были отступить назад.
Открывая окно, в класс влетел воробей.

Прочитайте отрывок из книги Л.В. Успенского «По дорогам и тропам языка». Объясните известные вам орфограммы (не менее 5). Продолжите рассказ.

Слово - это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу.

Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях».

Да, тут все совершенно точно. Раскрываю «Толковый словарь русского языка»...

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

1.1) Идти в науку —' терпеть муку. 2) Как тут говорить, когда не дадут рта отворить.

Оценка: по 0,2 балла за дописанное слово. За объяснение пословицы -1 балл.

2. Адекватный - совпадающий, соответствующий; доминировать преобладать, возвышаться, господствовать; деградация - постепенное ухудшение, приведение в упадок; авторитет - влияние, уважение; интенсивный - напряженный, усиленный.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Максимальная оценка: 1 балл.

3.Держать себя в руках - сдерживать порывы своих чувств, Подчиняя их своей воле; сохранять самообладание. Например: Пустяки, Бэла! Немножко силы воли, выдержки и умения держать себя в руках. (М.Ю. Лермонтов)

Мастер на все руки - человек, умеющий все делать, искусный во всяком деле. Например: Он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки.

Оценка: по 0,5 балла за объяснение; по 0,5 балла за пример.

Привет, приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

В современном русском языке не обозначают звуков буквы ъ, ь.

Буква ъ выполняет роль разделительного знака, например: объявление, подъем и т. д.

Буква ь используется как в качестве разделительного знака (вьюн, лисьи), так и для обозначения мягкости предшествующих согласных (кроме ч, щ): лось, косьба и т. д.

Оценка: 2 балла.

Личные местоимения вы, ты в приведенном отрывке входят в состав обращений и поэтому не являются членами предложения (не выполняют синтаксической функции).

Оценка: 1 балл.

Среди научно-популярных книг можно назвать следующие:

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.

М., 1995.

Вартаньян Э. Путешествие в слово. М., 1987.

Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. М., 1989.

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М., 1956.

Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М., 1988.

Граудика Л.К. Беседы о русской грамматике. М., 1983.

Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1971.

Максимальная оценка: 3 балла, за 3 названные книги -

балла.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Состоит из 5 простых предложений.

е предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.
е предложение: простое, односоставное, безличное, полное, распространенное, неосложненное.
е предложение: простое, двусоставное нераспространенное, полное, неосложненное.
е предложение: простое, двусоставное, полное, распространенное, осложнено вводным предложением.
е предложение: простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное; придаточные времени, присоединяется к главному (4) союзом когда.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

Схема: [- =], и [=],но [- =],а [- =], (когда - =).

Оценка: по 0,5 балла:

а) за разбор по членам предложения;

б) общую характеристику предложения;

в) характеристику каждого простого предложения;

г) схему.

Максимальная оценка - 4 балла.

9.1) Ленский был вхож в дом Лариных как жених Ольги. 2) Войска были вынуждены отступить. 3) Когда открыли окно, в класс и петел воробей.

Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.

10.Различаясь - различие; говорится - говор, разговор; толковых толк (безударная гласная в корне, проверяемая ударением); близки - близок; друг-с другом (проверяемая согласная в корне).

Необыкновенных, письменное - суффикс -енн в именах прилагательных пишется с -нн.

В учебнике, в мире — существительное 2-го склонения.

Указывает - глагол 1-го спряжения, 3-го лица, ед. числа.

И т. д.

Оценка: за объяснение одной орфограммы по 0,5 балла, за продолжение рассказа - 3 балла.

Учитывается объем (не менее 5 предложений), аргументированность, грамотность.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ: 24.
Категория: Русский язык | Просмотров: 614 | | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar