Главная » 2016 » Январь » 24 » Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс
14:41
Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс
1. Раскройте скобки.

(Не) спеша рассказывать, говорить (не)торопливо, (не)дорогой, но красивый костюм, решение (не)найдено, (ни)(с)чем (не)сравнимое ощущение, (не)скромный вопрос, (не)прочитанный журнал, увидел (не)взначай, (не)опытная сотрудница, (не)широкая, но быстрая река, летит (не)высоко, а низко, (не)покрашенный забор, абсолютно (не)заметный шов, далеко (не)красавица, (не)поглаженное с вечера платье, никем (не)исследован- ный берег, сон (не)спокоен и (не)глубок.

2.Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твёрдыми.

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

3. Распределите слова на три группы в зависимости от произношения сочетания чн.

Конечный, яичница, проточный, скучный, порядочный, булочная.

4.Объясните лексическое значение слов маринист, субмарина, ультрамарин. Что означает латинское слово mare, корень которого отражён в этих словах?

5.К выделенным словам текста подберите, если возможно, синонимы и антонимы и укажите, языковыми или контекстуальными они являются.



В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный.

(И.Бунин)

6. Какие из перечисленных ниже имён существительных не имеют соотносительных форм женского рода и почему?

Повар, портной, штукатур, пилот, печник, сапожник, певец, машинист, писатель, директор, инженер, министр, электрик, полководец, преподаватель.

7. Постройте из данных слов несколько словообразовательных цепочек, располагая слова в порядке последовательной производности. Какие слова не войдут ни в одну из возможных цепочек?

Пустота, пусто, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый, опустошить, опустеть, опустелый, опустошительный.

8. Укажите значение фразеологизма точить лясы и назовите первоначальную сферу его употребления.

Прочитайте отрывок из романа В.Каверина «Два капитана» и объясните, почему ремесло, о котором здесь идёт речь, также называется этим устойчивым оборотом.

Иногда он /Сковородников/ щил сапоги, иногда плёл сети и вырезывал из осины фигурки птиц и коней на продажу. Это ремесло – оно называлось «точить лясы» - он вывез с Волги, откуда был родом.

9. Определите синтаксическую функцию выделенного слова в данном тексте.



Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

10. Напишите сочинение-миниатюру (объёмом не более 1 страницы) о своём личном имени.
Категория: Русский язык | Просмотров: 241 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar