Главная » 2015 » Май » 17 » Олимпиада по обществознанию 11 класс с ответами 2016 фгос
17:26
Олимпиада по обществознанию 11 класс с ответами 2016 фгос
1-й тур

1. В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».

1.1. Индекс развития человеческого потенциала не является интегральным показателем.

1.2. Деятельность человека характеризуется, прежде всего, внешней системой действий.

1.3. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в опережении им реальных условий жизни.

1.4. Экономика наиболее эффективна, если в ней достигнута полная занятость населения.

1.5. Семейное положение – признак социального статуса.

1.6. Признание обществом или его большей частью законности существующей власти определяется как ее легальность.

1.7. Границы между субъектами РФ в соответствии с Конституцией не могут быть изменены.

1.8. Основная функция Центробанка РФ – защита и обеспечение устойчивости рубля.

1.9. Все экономические ресурсы являются экономическими благами.

1.10. Снижение уровня занятости населения всегда приводит к росту оплаты труда.

1.1.


1.2.


1.3.


1.4.


1.5.


1.6.


1.7.


1.8.


1.9.


1.10.



















2.

2.1. Назовите общее понятие для понятий, приведенных ниже

2.1.1. Зарплата, рента, алименты, гонорар, дивиденды

__________________________________________________________

2.1.2. Общий объем реального ВВП, ВВП/ВНП на душу населения, отраслевая структура экономики, уровень и качество жизни населения

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.2. Что (кто) является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.2.1. Д. Белл, Д. Гелбрейт, Н.Я. Данилевский, К. Маркс, У. Ростоу, П.А. Сорокин_____________________________________________________

________________________________________________________________

2.2.2. Кланы, племена, сословия, семьи, роды _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2.3. Назовите религии, символы которых здесь изображены. Какое изображение «выпадает» из общего ряда, почему?

Z Y ]

1) 2) 3) 4) 5)

1) _______________________________________________________

2)________________________________________________________

3)_________________________________________________________

4)_________________________________________________________

5)_________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Решите правовые задачи. При их решении вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно.

3.1. 16-летняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила развестись и предъявить иск о разделе имущества. Ее совершеннолетний супруг заметил, что она недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.2. После смерти сына дедушка обратился в суд о взыскании алиментов со своего совершеннолетнего и трудоспособного внука. Удовлетворит ли суд данное заявление? Ответ обоснуйте.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.3. ООО-1 заключило договор поставки своего товара с ООО-2. Однако в оговоренный срок товар поставлен не был. Какая ответственность может быть возложена на ООО-1? В какой форме она может быть взыскана со стороны, нарушившей условия договора?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.4. 16-летний Е. решил подработать. Во время предвыборной компании он занимался расклейкой агитационных материалов. Являются ли действия Е. правомерными? Почему? Какая отрасль права регулирует данные правоотношения?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Вставьте в текст пропущенные понятия.

4.1. ______________________ – самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг с целью получения прибыли.

4.2. Изменение спроса на труд вследствие внедрения высоких технологий – это проявление ________________________ безработицы.

4.3. О каком понятии экономической теории идет речь в следующем рассуждении?

Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходности варианта А необходимо учитывать неполученный доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.4. Основными критериями социальной стратификации являются доход, престиж, образование,_________________________________________

4.5. _____________________ – это совокупность норм, правил, символов, механизмов регулирующих определенную сферу социальных отношений и совместной деятельности, направленной на удовлетворение определенной важной потребности общества.

4.6. _______________________________ – направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития, абсолютизирующее роль государства в обществе и пропагандирующее подчинение интересов личностей и групп интересам государства.

4.7. Выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям и проблемам жизни общества, затрагивающим общие интересы – __________________________________

5. Проанализируйте графические изображения экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже.

Проанализируйте следующие рисунки, где ось Q – количество товара, ось P – его цена, D – спрос на товар, S – его предложения.



рисунок 1 рисунок 2

5.1.Сделайте выводы (по рис. 1, рис. 2) о:

предложении ________________________________________________

спросе______________________________________________________

равновесной цене _____________________________________________

равновесном количестве _______________________________________

рис.3

5.2. На основе анализа данных рисунка 3 сделайте основные выводы.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Найдите в приведенном перечне налогов те, которые относятся к региональным налогам и укажите их порядковые номера.

1) Налог на добавленную стоимость.

2) Налог на имущество организаций.

3) Транспортный налог.

4) Акцизы.

5) Налог на прибыль организаций.

6) Водный налог.

7) Налог на игорный бизнес.

8) Налог на добычу полезных ископаемых

9) Земельный налог.



Ответ:________________________________

7) В предлагаемом ниже тексте «смешались в кучу» особенности трех ведущих направлений современной экономической теории, главные произведения известных представителей этих направлений, их портреты. На основе анализа данной информации, используя знания обществоведческого курса, умения обобщения и систематизации, завершите заполнение всех свободных мест в таблице.

Это направление экономической теории возникло в 30-е гг. XX столетия, в период Великой депрессии. Более точное название институционализма – институционально-социологическая школа. Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт». В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как «постиндустриального», «информационного» общества. В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе», по терминологии представителя этого направления, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура». Техноструктура – это слой специалистов по технологии, управлению, финансам, ученые, конструкторы.

Главное произведение основоположника данного направления экономической теории «Общая теория занятости, процента и денег» впервые было издано в 1936 г. Важнейшей особенностью направления как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Их лозунг: «Деньги имеют значение» («Money matters»). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е гг., когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем сторонники этого направления связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики. Одна из важнейших работ современного представителя направления, возникшего еще на рубеже XIX-XX вв., – это «Новое индустриальное общество» (1961).

Главный идеолог учения, возникшего в США и распространившегося в 50-60-е гг. XX в., свои экономические взгляды изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода» (1962). Рыночная экономика не может быть саморегулируемой, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Начиная с конца 30-х гг. и до середины 70-х XX века, это направление было господствующим как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.



Джон Мейнард Кейнс Джон Кеннет Гэлбрейт Милтон Фридман



Известные представители




Основные особенности (характеристики) направления







Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт». В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе» господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику, в которых реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура» (слой специалистов по технологии, управлению, финансам, ученые, конструкторы).





«Общая теория занятости, процента и денег»




Милтон Фридман





8. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания.

«Экономическая и социологическая литература предлагает различные подходы к анализу предложения труда женщин. Согласно стандартной модели неоклассической экономической теории, женщины будут работать за плату, если альтернативные издержки работы на рынке труда превышают альтернативные издержки работы по дому. Предложение труда зависит от опыта работы, уровня образования, значимости финансового вклада от женской занятости для бюджета семьи, уровня ресурсов партнера. Влияние наличия детей на предложение труда, как правило, изучается с точки зрения женщины: считается, что женщины обладают сравнительными преимуществами в воспитании детей, хотя бы потому, что обычно их потенциальные заработки ниже заработков мужчин. Предполагается, что наличие детей может снижать экономическую активность женщин: во-первых, дети увеличивают ценность женского времени дома, во-вторых, чистая заработная плата женщин, за вычетом затрат на детей, снижается. В то же время число детей может оказывать разнонаправленное воздействие: с одной стороны, время, затрачиваемое на уход за детьми, растет с их количеством, и производительность домашнего труда женщин возрастает. С другой стороны, финансовые потребности семьи с числом детей тоже увеличиваются, что повышает спрос на доходы женщин от занятости.

Недавние и приобретающие популярность подходы к изучению предложения труда женщин отходят от описанной выше модели человеческого капитала. Новые экономические модели анализируют предложение труда, рассматривая его как результат решения домохозяйства, включающего стратегическое взаимодействие между супругами. В рамках такого подхода каждый супруг максимизирует свою индивидуальную полезность, тогда как в предыдущей модели существует единственная функция благосостояния домохозяйства. Социальные нормы, анализ которых имеет давнюю традицию в социологической литературе, лишь недавно стали приниматься во внимание экономистами. Результаты некоторых исследований показывают, что различия в установках оказывают влияние на гендерный разрыв в оплате труда или на количество часов работы. Социологическая литература подчеркивает роль норм и представлений о гендерных ролях, объясняя распределение домашних обязанностей между супругами. Утверждается, что, несмотря на массовый выход женщин на рынок труда, мужчины и женщины продолжают играть различные роли в партнерстве. Например, в соответствии с подходом создания гендерной идентичности, важнейшее значение занятости женщин домашним трудом, а мужчин – на рынке труда состоит в утверждении их гендерных идентичностей. Мужчины играют роль добытчика, предпочитая инвестировать свое время и силы в оплачиваемую занятость, тогда как женщины исполняют роль заботливой хозяйки, отдавая приоритет работе по дому. Такого рода отношения взаимозависимости супругов соотносятся с нормативными ожиданиями. Сильное социальное давление, закрепляющее воспитание детей за женщиной и не одобряющее женскую занятость, объясняет отрицательное влияние наличия детей на предложение труда женщин. Теория гендерных ролей объясняет специализацию женщин в уходе за детьми значительным общественным признанием, которое они получают от материнства, тогда как отцовство ценится намного меньше».

Таблица

«Статус женщин на рынке труда в России и во Франции в зависимости от партнерского статуса, числа и возраста детей (в %)»

Характеристика респондента


Франция








Россия








число наблюдений


занятые


безра-
ботные


неак-
тивные


число наблюдений


занятые


безра-
ботные


неак-
тивные

Все женщины


3308


73,0


10,8


16,3


3941


76,7


7,8


15,5

По наличию партнера:
















с партнером


2168


72,9


8,3


18,8


2579


72,7


7,3


20,1

без партнера


1140


73,4


18,5


8,1


1360


84,4


8,8


6,8

По числу детей:
















0


1434


78,0


12,5


9,5


1395


82,9


9,5


7,7

1


715


75,2


11,0


13,8


1690


76,5


6,0


17,5

2


781


74,1


8,5


17,5


709


69,3


8,0


22,7

По возрасту младшего ребенка:
















моложе 3 лет


458


57,1


7,5


35,4


354


25,4


4,2


70,3

3–5


378


66,7


17,6


15,7


352


69,6


9,4


21,0

6–13


714


74,9


8,4


16,7


911


80,2


7,4


12,4

14–19


324


79,2


6,7


14,1


783


86,1


6,6


7,3

Источник: Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад / Под научной редакций С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской; - М.: НИСП, 2010.

8.1. Сформулируйте сущность используемого в представленных материалах выражения «гендерная идентичность».

_______________________

8.2. Представьте, что в некоем городе проводится исследование о причинах женской занятости (ответы внесите в таблицу).

а) Какую информацию необходимо получить для обоснования ответа на вопрос в логике первого и в логике второго из описанных выше научных подходов? Приведите по 3 примера информации, значимой для каждого подхода.

б) Как можно назвать исследовательские методы, применяемые для получения информации, необходимой для каждого из описанных подходов?



Подход неоклассической экономической теории


Подход создания гендерной идентичности

Необходимая для исследования информация


1._____________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________


1.____________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________

Название исследовательского метода




8.3. Назовите 2 различия в статусе женщин на рынке труда в России и во Франции в зависимости от партнерского статуса, числа или возраста детей. Приведите возможные объяснения найденных вами различий с точки зрения каждого из приведенных подходов (ответ внесите в таблицу).

Различия


Объяснение (1 подход)


Объяснение (2 подход)









9. Составьте схему из приведенных ниже элементов понятия «культура». Для этого из следующего перечня терминов найдите понятия более общие, чем «культура», и понятия, конкретизирующие культуру, соответствующим образом изобразите взаимосвязи предложенных понятий в схеме.

Общество, мораль, окружающий мир, культура, религия, одежда, материальная, природа, жилище, духовная, наука, искусство, производительные силы, пища.

10. Отметьте в таблице, к каким основным функциям относятся следующие характеристики семьи:

А) терапевтическая роль семьи состоит в том, чтобы семья была «оазисом» спокойствия, психологического комфорта, обеспечивала эмоциональную поддержку и защиту своим членам;

Б) старение населения, увеличение числа однодетных и бездетных семей, снижение рождаемости – тревожные симптомы демографической ситуации в России;

В) статус, которым обладает человек на основании членства в семье, ориентирует его на множество межличностных отношений (отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к той социальной группе, к которой принадлежит семья;

Г) семья жизненно необходима для нормального полноценного развития ребенка, ее нельзя заменить никакими институтами. Она играет роль главного передатчика культурных норм, связывает индивида с «большим» миром;

Д) ведение домашнего хозяйства, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка престарелых членов семьи, составление и использование домашнего бюджета занимает важное место в семейной жизни.

Характеристика


Функции семьи

А


Б


В


Г


Д


11. По какому признаку на карте темным цветом выделены государства?

Ответ:
Категория: Обществознание | Просмотров: 545 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar