Главная » 2015 » Май » 17 » Олимпиада по обществознанию 10 класс с ответами 2016 фгос
17:28
Олимпиада по обществознанию 10 класс с ответами 2016 фгос
Задания для 10 класса

Часть А

1. Сущность проблемы "Севера" и "Юга" состоит в

а) росте культурного многообразия

б) формировании сети международных террористических организаций

в) истощении природных ресурсов

г) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

2. Человек воздействует на природу:

а) его влияние не имеет последствий

б) благоприятно

в) неблагоприятно

г) и благоприятно, и неблагоприятно

3. Характерной чертой индустриального общества является

а) слабость и неразвитость демократических институтов

б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным

в) преобладание частной формы собственности

г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду

4. А. Тойнби сформулировал закон:

а) единства и борьбы противоположностей

б) "вызов - ответ"

в) смены общественно-экономических формаций

г) классовой борьбы

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное "Я" - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

а) оба суждения неверны

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) верно только А

6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

а) субъектом выступает отдельная личность

б) средства должны соответствовать целям

в) цель состоит в получении достоверного знания

г) результатом является новый продукт

7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре

а) элитарной

б) массовой

в) национальной

г) обыденной

8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для

А. заочного приобретения образования.

Б. повышения индивидуального уровня культуры.

а) верны оба суждения

б) оба суждения неверны

в) верно только Б

г) верно только А

9. Целью правового государства является

а) создание вертикали власти

б) формирование правовой культуры общества

в) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию

г) создание законодательной системы

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

а) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

б) монарх является верховным главнокомандующим

в) власть монарха не имеет законодательных ограничений.

г) монарх утверждает главу кабинета

11. Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Международное право - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б. Международное право это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого- либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

а) верны оба суждения

б) верно только Б

в) верно только А

г) оба суждения неверны

12. Гражданским правонарушением является

а) продажа недоброкачественного товара в магазине

б) продажа легких наркотиков на дискотеке

в) продажа квартиры в кредит

г) забастовка шахтеров

13. Дети, молодежь, мужчины - это социальные общности, выделяемые по

а) профессиональному признаку

б) демографическому признаку

в) территориальному признаку

г) этническому признаку

14. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

а) социальной мобильностью

б) социальным неравенством

в) социальным статусом

г) социальными отношениями

15.На ценнике в магазине гражданин С. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

а) средство платежа,

б) средство обмена,

в) средство накопления,

г) мера стоимости товара.

Часть В

В 1. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».

Ответ: _____________________________

В 2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 3. Найдите в приведенном списке характерные признаки рыночной экономики и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) контроль со стороны государства над производством

2) свободное ценообразование

3) экономическая свобода производителей

4) преобладание государственной собственности

5) централизованное планирование экономики

6) разорение убыточных предприятий

Цифры запишите в порядке возрастания.

В4. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия


А. Наука о строении организмов

2. Философия


Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика


В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия


Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология


Д. Наука о процессах психической деятельности

человека

6. Антропология


Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология


Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8. Психология


З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1


2


3


4


5


6


7


8















В5. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ

1) маргинал А) приобретенный

2) белорус Б) предписанный

3) председатель профкома

4) мужчина

5) 16-летний человек

6) брат

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1


2


3


4


5


6











Часть С.

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4.

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977

_____________________________________________________________________________

Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.
Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?
В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.
В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?

ОТВЕТЫ

Часть А




1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15

ответ


г


г


в


б


б


в


в


а


б


в


в


а


б


б


г

Итого 15 баллов

Часть В

Номер


Ответ


Баллы

В 1


Познавательный


1

В 2


правительство РФ


1

В 3


236


2

В 4


А; З; Б; Ж; Е; Г; В; Д


2

В 5


АБАББА


2

Итого – 8 баллов

Часть С

Ответы к тексту

Индивид определяется неделимостью, целостностью и особенностью конкретного субъекта. Понятие «индивид» может быть применимо уже к ранним ступеням развития жизни. Употреблять понятие «индивид» можно, по мнению автора, в отношении к животному и к новорожденному.
Различие существует. Оно заключается в том, что

понятие «личность» употребляется только по отношению к человеку,
личностью не рождаются, а становятся,
личность есть целостность особого рода, возникающая на определенном этапе развития человеческого индивида,
личность является продуктом общественных отношений, а индивид – не обязательно.

Понятие личности неприменимо:

по отношению к животному,
по отношению к новорожденному,
человеку на раннем этапе развития,
целостности, обусловленной генотипически.

Личность является продуктом общественных отношений, помимо личности общественные отношения порождают: само общество и все социальные связи и взаимодействия; создают не только личность, но и самого человека как существо социальное; их результатом и проявлением являются труд, речь, мышление и сознание.

Итого – 10 баллов

Максимальное количество баллов за выполненную работу – 33 .
Категория: Обществознание | Просмотров: 2493 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar