Главная » 2016 » Январь » 24 » Олимпиада по истории 11 класс с ответами
10:27
Олимпиада по истории 11 класс с ответами
1.(10 БАЛЛОВ) Укажите, какие племенные союзы и народы относились, к 1.1. восточным славянам;

1.2. соседям восточных славян с запада;

1.3. соседям восточных славян с востока;

1.4. соседям восточных славян с севера;

1.5. соседям восточных славян с юга.

а) поляне б) волыняне в) поляки г) тиверцы д) хазары е) вятичи ж) весь з) ильменские славяне и) дреговичи к) меря л) полочане

м) северяне н) Чехи о) мордва п) печенеги р) кривичи

с) чудь т) мурома у) древляне ф) булгары х) радимичи

2. (4 балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

2.1.1676;. 1718-1724; 1883-1885,

2.2. 1584; 1676; 1740;1855.

2.3. Куракин Б.И.; Грибоедов А.С.; Горчаков А.М.; Тютчев Ф.И.; Чичерин Г.В.

2.4. Шафиров П.П.; Щербатов М.М.; Иловайский Д.И.; Тихомиров М.Н. ; Зимин А.А.

3. (4 балла). Заполните пропуск в ряду.

3.1. Преображенский приказ, ---------, Тайная экспедиция Сената, III-е Отделение Собственной Его Величества канцелярии.

3.2. Почтамты с почт-директорами; почтовые конторы с почтмейстерами; почтовые станции ………

3.3. Н.М. Муравьёв «Конституция»; Сперанский М.М. «Введение к уложению государственных законов»; Лорис-Меликов ……..

3.4. Екатерина I, Пётр II, Анна Ивановна, ….., Елизавета, Пётр III.

4. (4 балла). Что лишнее (одно) в данном ряду? Поясните свое решение.

Корчага; пахта; ендова; братина; махотка.
Ярослав; Ольга; Святослав; Владимир.
Пятаков Г.Л.; Радек К.Б.; Чаянов А.В.; Киров С.М.
Тюмень; Тобольск; Берёзов; Пелым; Свияжск.

5. (3 балла) Из перечисленных исторических личностей составьте три пары современников. Выпишите эти пары.

Спиридонова Мария, Елена Глинская, Муравьёва Александра Григорьевна, Дашкова Екатерина Романовна, царевна Софья, , Тимофей Лысенко, Семеон Полоцкий , Иван Исаевич Болотников, Горький Максим, Лунин Михаил Сергеевич.



6.(20 баллов) Перед вами фрагмент интересного источника по истории Древней Руси

Тебе же како похвалимъ, о честныи и славныи въ земленыих владыках, прѣмужьственыи Василие? Како добротѣ твоей почюдимся, крѣпости же и силѣ? Каково ти благодарие въздадимъ, яко тобою познахомъ Господа и льсти идольскыа избыхомъ, яко твоимъ повелѣниемь по всеи земли твоеи Христос славится? Ли что ти приречемь, христолюбче, друже правдѣ, съмыслу мѣсто, милостыни гнѣздо?

6.1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.

6.2. Назовите данный исторический источник, кто является его автором и в каком веке он был создан.

6.3. Назовите хронологический период истории России, в который имело место, описанное событие и охарактеризуйте его.

6.4. Дайте комментарий к слову, выделенному курсивом.

Задание 7(9 балов). На фотографии изображены музыканты 19 века и их произведения, соотнеси фамилии и произведения. Что объединяет этих музыкантов.

8.(12 баллов) Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

8.1. Ф..л..ри..тик..-

8.2. Д..в..д..н..ы -

8.3 Б..ни..т..к..-

8.4. С..кул..р..з..ц..я-

8.5. П..о..ек..и....и..м -

8.6. С..пр..м….изм -

9.(7 баллов) Работая в архиве, сотрудники нашли старые книги без названий, помоги определить, о каких событиях повествуют авторы этих сочинений.

9.1. « Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, требуем немедленно сделать перевыборы тайным голосованием.

Требуем свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий, упразднить всякие политотделы»

9.2. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлеборобнейшие наши провинции»

9.3. « Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих кандидатов на Московский престол….»

9.4.« Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединения государства….»

9.5. «То, что нам было предложено Францией и Англией, мы посчитали ужасным, мы не могли поверить своим глазам … Это навсегда останется позором Франции, а также Англии … то, что произошло, не имеет аналогов в истории» - говорил президент страны Бенеш.

9.6."Между тем на Сенатской площади шум, доказывающий брожение мятежнических умов, усиливался. ...Государь ... подозвал меня и послал сказать им последнее слово пощады. Я погнал лошадь в галоп и въехал в толпу мятежников ...

"Ребята! – сказал я, – пушки перед вами, но государь милостив, не хочет знать имен ваших и надеется, что вы образумитесь, – он жалеет вас". Все солдаты потупили глаза ..., но несколько фраков и мундиров начали ... произносить поругания: "Сухозанет, разве ты привез конституцию?"



9.7. « Все жиды города Киева и его окрестностей должны явится в понедельник 29 сентября 1941 года на угол Мельниковой и Доктеревской улиц. Взять с собой документы, деньги, ценные вещи и п.р. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян…»

10.(20 баллов) Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова и сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите в тетрадь порядковые номера выбранных вами слов и словосочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Герб Российской империи сложился в период образования ______. Он состоял из двух основных изображений: _________(«ездца») с копьём в момент поражения змия, и ________. Основной фигурой герба стал ______. Сначала его клювы были______, крылья_______, в _______ничего нет. Со времени царя Алексея Михайловича крылья изображались _____________, в лапах появились_______ и __________, клювы _______. С утверждением в 1699 года ордена __________ щит с изображением всадника всегда окружался цепью ордена.

В XVIII в при_________ установлены цвета герба - ______ орёл на _______ поле, всадник на _______ поле. В ________ утверждён рисунок герба, в описании его всадник впервые назван _______________.

В XIX веке герб был заново перерисован в соответствии с правилами _________ геральдики( всадник стал смотреть в ________ от зрителя)

Слова и сочетания слов: 1. поднятые вверх ;2. красный; 3. левая сторона; 4. Андрей Первозванный; 5. Георгий Победоносец;, 6. чёрный; 7. жёлтый;

8. централизованное государство; 9. держава; 10. раскрыт;

11. скипетр; 12. ЕкатеринаI; 13. 1730 год; 14. западноевропейская;

15. всадник. 16. двуглавый орёл. 17.лапа. 18. опущен. 19. закрыт.







































11.(8 баллов) Установите правильное соответствие названий и содержания военных операций в годы Великой Отечественной войны.

А. "Барбаросса"; Б. "Тайфун"; В. "Цитадель"; Г. "Уран"; Д. "Искра; Е. «Блау»; Ж) «Багратион», З) «Оверлорд»

1) План фашистской Германии по захвату Москвы. 2) Наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда. 3) План фашистской Германии проведения молниеносной войны. 4) Военная операция советских войск по окружению и уничтожению немецких войск в районе города Сталинграда. 5) Операция немецких войск по захвату Кавказа. 6) Крупная немецкая операция на Курском выступе. 7) Открытие Второго фронта. 8. Операция советских войск по освобождению Белоруссии.

Название операции


А


Б


В


Г


Д


Е


Ж


З

Содержание операции
















12. (16)Как известно, в культуре, как в зеркале отражается жизнь эпохи. Определите, какие события нашли отражение в предложенных ниже стихах. Объясните, какими соображениями вы руководствовались? Расставь эти стихи в хронологическом порядке в зависимости от хронологии тех событий, о которых в них говорится

12.1. Мы знаем, что ныне лежит на весах 12. 2. Что-то физики в почёте,

И что совершается ныне, Что-то лирики в загоне

Час мужества пробил на наших часах, Дело не в сухом расчёте,

И мужество нас не покинет. Дело в мировом законе.

А.Ахматова Б.Слуцкий.

12.3. Наш царь лихим был капитаном 12.4. Европа Цезарей!

Под Аустерлицем он бежал, С тех пор, как в Бонапарта

В двенадцатом году - дрожал, Гусиное перо направил Меттерних,-

Зато фрунтовый был профессор; Впервые за сто лет

Но фрунт герою надоел: и на глазах моих

Теперь он отставной асессор Меняется твоя таинственная карта.

По части иностранных дел. О. Мандельштам

А.С. Пушкин

12.5. Моя жена - наседка 12.6. Враги нашей жизни, враги миллионов-

Мой сын - увы - эсер, Ползут к нам троцкистские банды шпионов,

Моя сестра- кадетка, Бухаринцы, хитрые змеи болот,

Мой дворник - старовер. Националистов озлобленный сброд.

Кухарка - монархистка Джамбул

Аристократ - свояк,

Мамаша - анархистка,

А я - так просто так….

С. Чёрный

12.7. Мы на горе всем буржуям 12.8 «Брали на мушку», «ставили к стенке»,

Мировой пожар раздуем, «Списывали в расход» -

Мировой пожар в крови - Так изменялись из года в год

Господи благослови! Быта и речи оттенки.

А. Блок. М. Волошин.

13.(10 баллов) Журналист, пишущий на исторические темы, изложил основные события Сталинградской битвы. Однако некоторые эпизоды имеют отношение не к Сталинградской битве, а к двум другим известным битвам Великой Отечественной войны. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. В заголовки второй и третьей колонок приведенной таблицы впишите название этих битв. Порядковые номера предложений впишите в соответствующие колонки таблицы.

1. Во время летнего наступления 1943 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда.

2. По плану гитлеровского командования, на месте захваченного города должно было возникнуть рукотворное море.

3. В Германии была проведена тотальная мобилизация людских ресурсов, оснастила армию новой боевой техникой - тяжёлыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд».

4. Крупная наступательная операция получила кодовое название «Цитадель».

5. К середине сентября, когда противник вплотную подошёл к городу, дальнейшая оборона была возложена на 62-ю (командующий-генерал-лейтенант В.И. Чуйков) и 64-ю( командующий-генерал-майор М.С.Шумилов) армии.

6. В городе развернулись ожесточённые уличные бои. Неоднократно из рук в руки переходили Мамаев курган, территория тракторного завода, заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь».

7. Советское командование принимает решение начать контрнаступление, получившее название «Уран».

8. Сражение приняло грандиозный размах. Только одна 3-я истребительная бригада за четыре дня боёв отразила 20 атак и уничтожила 146 вражеских танков, в боях под Орлом образец доблести и мужества показал лётчик А.П. Маресьев.

9. На весь мир прозвучало сообщение Московского радио: «…Войска нашего

Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешла в контрнаступление. В результате начатого наступления немецкие войска спешно отходят, бросая технику, вооружения и неся огромные потери»

10. Эта битва стала крупнейшим военно-политическим поражением германского фашизма, было, положено начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Сталинградская битва








14(34 балла). История края.

14.1.(10 баллов). Заполни пропуски в листовке:

Смерть фашистским захватчикам!

Прочитай и передай товарищу!

Сталинградец!

Будь стойкий, как…1…………………

Он был рядовым …2….. и часто находился там, где вражескими снарядами и минами корёжило провода, где разрывающие бомбы непрерывно выводили из строя связь - нерв Сталинградской обороны. Сегодня на линии вражеской миной ему разорвало руку. Теряя сознание, он поднёс провода …3………….., он умер с…4………

Отомстим за…5…

1


2


3


4


5









14.2.(4 балла)

А) О каком историческом персонаже академик А.П. Окладников писал «…..- один из авторитетных наших национальных героев,.., человек смелый, вольнолюбивый патриот и исключительной храбрости воин, богатырь и талантливый военачальник, защитник Родины».

Б) В конце лета 1890 обыватели Тобольска приметили на улицах города приезжего в форме лесного ведомства. Выправку имел военную, на чистом, чуточку продолговатом лице выделялись большой нос и глаза. Чудак какой-то: в леса свои не спешит, а всё роется в музее. О ком идёт речь?

В) «Преосвященному митрополиту паче построиться в учении славяно-российской грамматики и чтоб вся, яже попу или дьякону, изучив в православной вере катехизис, знали и людей мирских учили» - к кому обращался Пётр I.?

Г) Какой трагедией обернулась халатность казачьей «девки» Анны Тараньковой для одного из сибирских городов?

14.3. (11 баллов). Соотнеси понятия и термины:

Термины


Понятия

1. Шайтан


1. Представители коренного населения, принявшие христианство.

2. Фиск


2. Охота, рыбная ловля, собирательство, ремесло.

3. Струг


3. Татарский князёк, наследственный старшина.

4. Промысел


4. Обрядовое действие, магический ритуал, приводящий в состояние экстаза, сопровождается пением, плясками, ударами в бубен.

5. Новокрещёны


5. Государственная казна и средства её пополнения.

6. Мурза


6. Старинное речное деревянное судно.

7. Ледостав


7. Крупная административно-территориальная единица в России в XVIII- начале XX века.

8. Карача


8. Заграждение из деревьев, поваленных верхушками в сторону противника.

9. Камлание


9. Злой дух, сатана.

10. Засека


10. Высшй гражданский сановник в позднесредневековых татарских госудврствах.

11. Губерния


11. Период, когда на реке устанавливается неподвижный ледяной покров.

14.4.(9 баллов) Определите, каким городам принадлежат следующие гербы:

А) Д) И)





Б) Е)



В) Ж)



Г) З)



Задание 15(70 баллов). Перед вами темы эссе. Выбирайте ту, которая кажется вам наиболее интересной. Жюри предполагает, что вы продемонстрируете своё видение событий. Надеемся, что ваши рассуждения не будут носить абстрактный характер, а будут опираться на конкретные исторические факты, персоналии, понятия исторической науки. Приведём критерии, по которым жюри будет оценивать вашу работу, чтобы вы могли ориентироваться на них при её написании.

Критерии оценивания сочинений - эссе.

1. Конкретизация предложенной темы.

2. Объяснение выбора событий для конкретизации темы.

3. Личностный характер восприятия темы, её осмысления.

4. Грамотное использование исторических фактов и понятий при раскрытии темы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

6. Чёткость и доказательность основных положений работы.

7. Смысловое единство сочинений-эссе.

Темы.

1. Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать последствий.

2. Цементирующая сила — традиция и цель.

3. Либералы — игроки на глупость, как консерваторы — игроки на трусость.

4. Петр I делал историю, но не понимал ее.

5. Доверие народа к своим вождям есть признак его веры в себя, в свои нравственные силы.

6. Екатерина — только ей удалось на минуту сблизить власть с мыслью.

7. Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон.

8. Елизавета своей популярностью обязана ужасам времен Анны.

9. Исторический миф и историческое прошлое: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман»?

10. Сталинград: уроки мужества.

11. «Что было бы, если...»: есть ли у истории сослагательное наклонение?

12. Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед

13. Символическое событие XX века в истории России.

14. Влияние монголо-татарского ига на развитие страны.
Категория: История | Просмотров: 631 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar