Главная » 2016 » Январь » 24 » Городская олимпиада по истории 10 класс
10:28
Городская олимпиада по истории 10 класс
Историческая хронология

Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы: 1946, 1949, 1950, 1962, 1979.

2. Установите соответствие между сражениями, военными операциями Великой Отечественной войны и годами, когда они произошли. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) под Смоленском 1) 1941 г.

Б) форсирование Днепра 2) 1942 г.

В) под Харьковом 3) 1943 г.

Г) за освобождение Минска 4) 1944 г.

5) 1945 г.

История и лингвистика

1. Расшифруйте следующие аббревиатуры: ТНК, МВФ, ВТО.

2. Объясните, что означает данный фразеологический оборот и вспомните, с какими событиями связано его появление: филькина грамота.

Историческая личность

1. Определите, кто из идеологов народнического движения является автором этих строк:

«Переустройство общества должно быть осуществлено не только для народа, но и самим народом. Но малограмотные и забитые трудящиеся не в состоянии сразу понять идеи социализма. Надо помочь народу уяснить его потребности, силу и возможности. Революционная молодежь должна запастись терпением и своей активной работой в народе подготавливать почву для социальной революции».

2. Среди исторических деятелей, названных ниже, трое – современники. Укажите их.

С.Ю. Витте
Э. Золя
Т.-П. Талейран
Ф.Д. Рузвельт
Ф. Рабле

3. Установите соответствие между проводившимися в СССР, РФ экономическими реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) переход на управление промышленностью по территориальному 1) Е.Т. Гайдар

принципу 2) Н.С. Хрущев

Б) совершенствование планирования и экономического 3) М.С. Горбачев

стимулирования в промышленном производстве 4) А.Н. Косыгин

В) радикальная экономическая реформа, переход к рыночным 5) И.В. Сталин

отношениям

Г) ускорение социально-экономического развития СССР на

основе достижений научно-технического прогресса

История культуры

1. На каком памятнике высечены эти слова еврейской поэтессы Эммы Лазарус:

Укрою гонимых, согрею озябших,

Бездомным дам пищу и кров.

Всем, кто свободой дышал,

Факел мой путь указал.

2. Установите соответствие между названиями литературных произведений и временем их создания. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) «Путешествие из Петербурга в Москву» 1) XII в.

Б) «Слово о полку Игореве» 2) XV в.

В) «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» 3) XVI в.

Г) «Задонщина» 4) XVII в.

5) XVIII в.

Работа с источником

1. О каком событии говорит председатель Государственной думы, М.В. Родзянко?

«В ночь на 17 декабря 1916 года произошло событие, которое по справедливости надо считать началом второй революции…»

2. Прочтите отрывок из стихотворения В. Рождественского и назовите век, о котором идет речь.

И я любил твои наивные пристрастья:

Охоты и балы, запретной встречи счастье

Горячку и озноб зеленого стола…

Мне грустно, что теперь не надо похищать

На тройке бешеной невест голубоглазых,

Что в рудники Читы, в картежный полк Кавказа

Нам больше не пришлет благословенья мать.

Что не умеем мы поверить до конца,

Как Герцен некогда, огню высокой клятвы…

Историческое краеведение

1. Какую продукцию поставлял на фронт Ярославский ликероводочный завод в годы Великой Отечественной войны?

2. Определите имя нашего земляка, о котором идет речь:

Уроженец деревни Крутец Рыбинского уезда. На фронт молодой крестьянский паренек попал по призыву комсомола. Прошел на флоте путь от матроса до адмирала. В годы Великой Отечественной войны он возглавил соединение подводных лодок Северного флота, которое громило врага в тяжелых условиях Заполярья. Герой Советского Союза. В 1943 году построенная на деньги Ярославцев подводная лодка «Ярославский комсомолец» была передана его соединению.

История, 10 класс, школьный этап

ОТВЕТЫ

Историческая хронология

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы: 1946, 1949, 1950, 1962, 1979.

Высшая оценка – 6 баллов (1 балл за определение принципа и по одному баллу за определение даты).

Комментарий: даты, связанные с обострением отношений между Западом и СССР в годы холодной войны.

1946 – конфликт вокруг Ирана. Речь У.Черчилля в Фултоне; 1949 – Создание СЭВ и НАТО; 1950 – начало войны в Корее; 1962 – Карибский кризис; 1979 – введение советских войск в Афганистан.

2. Установите соответствие между сражениями, военными операциями Великой Отечественной войны и годами, когда они произошли. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) под Смоленском 1) 1941 г.

Б) форсирование Днепра 2) 1942 г.

В) под Харьковом 3) 1943 г.

Г) за освобождение Минска 4) 1944 г.

5) 1945 г.

Высшая оценка – 3 балла (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).

Комментарий: 1324

История и лингвистика

1. Расшифруйте следующие аббревиатуры: ТНК, МВФ, ВТО.

Высшая оценка – 3 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий: транснациональные корпорации, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация.

2. Объясните, что означает данный фразеологический оборот и вспомните, с какими событиями связано его появление: филькина грамота.

Высшая оценка – 3 балла (1 балл за объяснение значения и 2 балла за объяснение происхождения).

Комментарий: филькина грамота – пустая, ничего не стоящая бумажка; документ, не имеющий силы.

Московский митрополит Филипп выступал против политики насилия и террора Ивана Грозного. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой, а его послания филькиной грамотой.

Историческая личность

1. Определите, кто из идеологов народнического движения является автором этих строк:

«Переустройство общества должно быть осуществлено не только для народа, но и самим народом. Но малограмотные и забитые трудящиеся не в состоянии сразу понять идеи социализма. Надо помочь народу уяснить его потребности, силу и возможности. Революционная молодежь должна запастись терпением и своей активной работой в народе подготавливать почву для социальной революции».

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: П. Лавров.

2. Среди исторических деятелей, названных ниже, трое – современники. Укажите их.

1) С.Ю. Витте

2) Э. Золя

3) Т.-П. Талейран

4) Ф.Д. Рузвельт

5) Ф. Рабле

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: 124.

3. Установите соответствие между проводившимися в СССР, РФ экономическими реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) переход на управление промышленностью по территориальному 1) Е.Т. Гайдар

принципу 2) Н.С. Хрущев

Б) совершенствование планирования и экономического 3) М.С. Горбачев

стимулирования в промышленном производстве 4) А.Н. Косыгин

В) радикальная экономическая реформа, переход к рыночным 5) И.В. Сталин

отношениям

Г) ускорение социально-экономического развития СССР на

основе достижений научно-технического прогресса

Высшая оценка – 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий: 2413

История культуры

1. На каком памятнике высечены эти слова еврейской поэтессы Эммы Лазарус:

Укрою гонимых, согрею озябших,

Бездомным дам пищу и кров.

Всем, кто свободой дышал,

Факел мой путь указал.

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: Статуя Свободы на острове Эллис.

2. Установите соответствие между названиями литературных произведений и временем их создания. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) «Путешествие из Петербурга в Москву» 1) XII в.

Б) «Слово о полку Игореве» 2) XV в.

В) «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» 3) XVI в.

Г) «Задонщина» 4) XVII в.

5) XVIII в.

Высшая оценка – 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий: 5142.

Работа с источником

1. О каком событии говорит председатель Государственной думы, М.В. Родзянко?

«В ночь на 17 декабря 1916 года произошло событие, которое по справедливости надо считать началом второй революции…»

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: убийство Г. Распутина.

2. Прочтите отрывок из стихотворения В. Рождественского и назовите век, о котором идет речь.

И я любил твои наивные пристрастья:

Охоты и балы, запретной встречи счастье

Горячку и озноб зеленого стола…

Мне грустно, что теперь не надо похищать

На тройке бешеной невест голубоглазых,

Что в рудники Читы, в картежный полк Кавказа

Нам больше не пришлет благословенья мать.

Что не умеем мы поверить до конца,

Как Герцен некогда, огню высокой клятвы…

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: XIX век.

Историческое краеведение

1. Какую продукцию поставлял на фронт Ярославский ликероводочный завод в годы Великой Отечественной войны?

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: «коктейль Молотова» - зажигательную смесь.

2. Определите имя нашего земляка, о котором идет речь:

Уроженец деревни Крутец Рыбинского уезда. На фронт молодой крестьянский паренек попал по призыву комсомола. Прошел на флоте путь от матроса до адмирала. В годы Великой Отечественной войны он возглавил соединение подводных лодок Северного флота, которое громило врага в тяжелых условиях Заполярья. Герой Советского Союза. В 1943 году построенная на деньги Ярославцев подводная лодка «Ярославский комсомолец» была передана его соединению.

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: И.А. Колышкин.
Категория: История | Просмотров: 144 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar